"... классицизм разгораживал искусство и жизнь непреодолимой гранью. Это приводило к тому, что, восхищаясь театральными героями, зритель понимал, что их место — на сцене, и не мог, не рискуя показаться смешным, подражать им в жизни. читать дальше
Между тем в начале XIX века грань между искусством и бытовым поведением зрителей была разрушена. Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей. Монолог проникает в письмо, дневник и бытовую речь. То, что вчера показалось бы напыщенным и смешным, поскольку приписано бьшо лишь сфере театрального пространства, становится нормой бытовой речи и бытового поведения. Люди Революции ведут себя в жизни как на сцене. Когда Жильбер Ромм, приговоренный к гильотине, закалывается и, вырвав кинжал из раны, передает его другу, он повторяет подвиг античного героя, известный людям его эпохи по многочисленным отражениям в театре, поэзии и изобразительном искусстве.
читать дальше

@темы: классицизм, предромантизм

Комментарии
18.06.2008 в 23:49

tes3m Очень люблю Лотмана, особенно его " Беседы о русской культуре". В свое время зачитывалась им, смотрела все программы по " Культуре".
Когда Жильбер Ромм, приговоренный к гильотине, закалывается и, вырвав кинжал из раны, передает его другу, он повторяет подвиг античного героя, известный людям его эпохи по многочисленным отражениям в театре, поэзии и изобразительном искусстве. Интересный момент. Никогда о таком не слышала (читала).
18.06.2008 в 23:53

Huldra Жильбер Ромм Личность не настолько известная...
Примеры того, как люди конца XVIII — начала XIX века строят свое личное поведение, бытовую речь, в конечном счете свою жизненную судьбу по литературным и театральным образцам, весьма многочисленны. Тот, кто занимался историей бытовых текстов той поры, знает, как резко меняется их стиль, приближаясь к нормам, выработанным в чисто литературной сфере. Как раз про письма Робеспьера...
18.06.2008 в 23:56

tes3m Как раз про письма Робеспьера... Напомни мне, если у тебя под рукой текст, что он конкретно про это пишет?
19.06.2008 в 00:02

Лотман про Р. не пишет , просто это мне подумалось, что у того такой стиль в письмах (бытовых текстах - приближенный к нормам, выработанным в чисто литературной сфере.
19.06.2008 в 00:05

tes3m Вот и я удивилась: мне казалось, что у Лотмана не было упоминания о Р.
просто это мне подумалось, что у того такой стиль в письмах А, ты про то письмо с поеданием печенья, в подражании эпистолярному стилю?
19.06.2008 в 00:07

Huldra Да, и еще мне напомнило оно Стерна...
19.06.2008 в 00:12

tes3m Ну так сентиментализм же...
19.06.2008 в 00:15

Huldra Ну да... Это не то что «Никто в мире более меня не боится и не ненавидит действий эффектных, коих эффект рассчитан вперед, или действий драматических, восторженных», а совсем наоборот.))
19.06.2008 в 23:37

Уже поколение 90-х годов следует в своем реальном поведении образцам, почерпнутым из римской литературы и театральных зрелищ XVIII века. "
...а сам театр тем временем временем пришел у упадок. Из "Революционного невроза":
Если справедливо, что театр в обыкновенное, нормальное время действительно идет впереди идейной эволюции и является пионером социального освобождения, то, наоборот, в разгар революционной бури он уносится ею за собой и сгибается под ужасным порывом вихря. Превосходное орудие для проведения теоретических реформ, он не в силах угнаться за практикой жизни, устоять против неизбежных излишеств революции и стать тормозом, необходимым для удержания общественного равновесия. Он отдается во власть событий и, не будучи в состоянии управлять ими, послушно следует за ними позади, на буксире у торжествующей черни.
19.06.2008 в 23:45

Cyonxe А актеры участвуют в революции...))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии