08.10.2009 в 22:27
Пишет MirrinMinttu:Мари Элизабет Виже-Лебрён
читать дальше
Дочь художника и парикмахера, была Мари отослана в деревню к родственникам еще шестилеткой, а они отдали ее на воспитание в монастырь. Там девочка и прожила 5 лет. А потом ее овдовевшая мать вышла замуж за богатого ювелира. Очевидно, парикмахером дама была незаурядным, да и ювелир был близок по роду занятий к аристократической среде. Девочку забрали в Париж, в новый дом у самого королевского дворца. Ей стала покровительствовать сама жена герцога Орлеанского, она была знакома с Грёзом и Верне.
Брат Этьенн
Очевидно, девочка была невероятно талантливой, потому что известно, что еще 15-летним подростком она рисовала профессионально. Да так, что не убереглась от бюрократической машины: через 4 года ее мастерскую закрыли, потому что Мари занималась ремеслом художника, не имея лицензии. Что ж, она поступила в художественную академию св. Луки, и в 28 лет стала уже членом Академии.
Работа в Академию
Не помешало и раннее замужество! Мари вышла замуж уже в 20 лет – за художника, Жана Батиста Пьера Лебрёна. Старая, как мир, история: ее отчим вышел на пенсию и сдал дом небедному молодому человеку. Был он не только художником, но и дилером, и его чудо-жена быстро стала популярной художницей в салонах парижской аристократии. Она была даже приглашена сделать портрет Марии-Антуанетты! Так совсем молодая девушка стала придворной художницей. В 1778 году они купили у отчима дом, в котором жили, и вскоре он стал самым модным художественным салоном Парижа.
Мария-Антуанетта
Съездили они с мужем и во Фландрию, и там были хорошо приняты в высших кругах. Мари заказали портрет Вильяма I, принца Нассау.
Интересно, что в члены Академии Мари была принята в один день с другой художницей, миниатюристкой Аделаид Лабиль-Жийярд, которая была старше ее на 6 лет. Некоторые члены Академии выступали против Виже-Лебрён на основании того, что ее муж – дилер, но король издал указ, и члены Академии повиновались Вскоре они поняли, что в тот день им улыбнулась удача: милые дамы начали состязаться друг с другом, вместо того, чтобы оспаривать место под солнцем у джентельменов. Вот автопортрет Жийярд:
Возможно, именно в результате этой подковерной борьбы, о Мари Лебрён поползли слухи: ее называли любовницей министра финансов Калона и графа Видреля, да и еще многих. То, что осталось от ее репутации, было разрушено в 1789 году публикацией фиктивной переписки художницы с миистром финансов. Началась открытая травля.
Министр
Граф
А потом Франции стало не до художеств, там началась революция. К тому времени Мари уже не жила дома, и в ту самую ночь, когда толпа ворвалась в Версаль, она со своими друзьями пересекла границу Италии. Они думали просто отдохнуть от беспорядков и вернуться домой, как только восстановится привычная жизнь. На самом же деле, они покинули Францию на 12 долгих лет.
Портрет Байрона
Разумеется, Лебрён и ее дом в Риме стали центром роялистской коалиции, но политика художницу не привлекала. Она курсировала между Римом и Неаполем, и в 1792 решила вернуться в Париж. Только вот не вернулась, узнав, что ее имя попало в списки эмигрантов, что из-за этого она лишилась во Франции всех гражданских прав, и что ее муж обратился в Академию с требованием, чтобы ее имя было вычеркнуто из этих списков (в чем ему отказали). Началась эмигранская жизнь.
Вена, портреты австрийских и польских аристократов... А во Франции террор нарастал. Муж Мари снова обратился с петицией, чтобы имя его жены переместили из списков эмигрантов в списки путешествующих художников. Отказали, и заключили надоеду ненадолго в тюрьму. Этот эпизод его добил, и в 1794 году он подал на развод. Вот здесь ему не отказали.
Головина
Россия, двор Екатерины... Портреты, портреты... Шесть лет она прожила в России. Прославилась, нажила немалое состояние, но домой хотелось. И вот, наконец, после петиции в Директорию, подписанную 255 артистами, имя Мари Виже-Лебрён было вычеркнуто из списков эмигрантов. В июне 1800 года она становится членом Санкт-Петербургской Академии Изящных Искусств, но жизнь снова преподносит ей неприятный сюрприз: ее дочь выходит замуж за секретаря директора Императорских театров, несмотря на яростные протесты матери.
Жюли, дочь
Наконец, в январ 1802 года Лебрён вернулась в Париж – через Берлин, где ее, в очередной раз, сделали членом очередной Академии, и где она была принята Гогенцоллернами. В Париже Мари явилась прямо домой, полагая, очевидно, что муж развелся с ней просто из чисто житейского чувства самосохранения, но – не сложилось, и она снимает себе коттедж в Медоне, где может спокойно работать. В декабре она потребовала от мужа свою долю имущества.
Понятовский
Она много путешествовала: Бельгия, Голландия, Швейцария... Помирилась с дочерью и зятем, вернувшимися во Францию, заплатила большинство долгов своего разорившегося бывшего мужа, выкупила у него дом с садом. Рисовала сестру Наполеона, провела несколько недель у мадам де Сталь. Пережила и бывшего мужа, и брата, и дочь. Мари Элизабет Виже-Лебрён умерла в 1842 году от атеросклероза. Ей было 87 лет.
Полная галерея ее карин находится на сайте: www.batguano.com/vigeegallery.html
Загляните, там практически вся европейская аристократия тех времен, на 186 страницах)))
URL записичитать дальше

Дочь художника и парикмахера, была Мари отослана в деревню к родственникам еще шестилеткой, а они отдали ее на воспитание в монастырь. Там девочка и прожила 5 лет. А потом ее овдовевшая мать вышла замуж за богатого ювелира. Очевидно, парикмахером дама была незаурядным, да и ювелир был близок по роду занятий к аристократической среде. Девочку забрали в Париж, в новый дом у самого королевского дворца. Ей стала покровительствовать сама жена герцога Орлеанского, она была знакома с Грёзом и Верне.

Очевидно, девочка была невероятно талантливой, потому что известно, что еще 15-летним подростком она рисовала профессионально. Да так, что не убереглась от бюрократической машины: через 4 года ее мастерскую закрыли, потому что Мари занималась ремеслом художника, не имея лицензии. Что ж, она поступила в художественную академию св. Луки, и в 28 лет стала уже членом Академии.

Не помешало и раннее замужество! Мари вышла замуж уже в 20 лет – за художника, Жана Батиста Пьера Лебрёна. Старая, как мир, история: ее отчим вышел на пенсию и сдал дом небедному молодому человеку. Был он не только художником, но и дилером, и его чудо-жена быстро стала популярной художницей в салонах парижской аристократии. Она была даже приглашена сделать портрет Марии-Антуанетты! Так совсем молодая девушка стала придворной художницей. В 1778 году они купили у отчима дом, в котором жили, и вскоре он стал самым модным художественным салоном Парижа.

Съездили они с мужем и во Фландрию, и там были хорошо приняты в высших кругах. Мари заказали портрет Вильяма I, принца Нассау.
Интересно, что в члены Академии Мари была принята в один день с другой художницей, миниатюристкой Аделаид Лабиль-Жийярд, которая была старше ее на 6 лет. Некоторые члены Академии выступали против Виже-Лебрён на основании того, что ее муж – дилер, но король издал указ, и члены Академии повиновались Вскоре они поняли, что в тот день им улыбнулась удача: милые дамы начали состязаться друг с другом, вместо того, чтобы оспаривать место под солнцем у джентельменов. Вот автопортрет Жийярд:

Возможно, именно в результате этой подковерной борьбы, о Мари Лебрён поползли слухи: ее называли любовницей министра финансов Калона и графа Видреля, да и еще многих. То, что осталось от ее репутации, было разрушено в 1789 году публикацией фиктивной переписки художницы с миистром финансов. Началась открытая травля.


А потом Франции стало не до художеств, там началась революция. К тому времени Мари уже не жила дома, и в ту самую ночь, когда толпа ворвалась в Версаль, она со своими друзьями пересекла границу Италии. Они думали просто отдохнуть от беспорядков и вернуться домой, как только восстановится привычная жизнь. На самом же деле, они покинули Францию на 12 долгих лет.

Разумеется, Лебрён и ее дом в Риме стали центром роялистской коалиции, но политика художницу не привлекала. Она курсировала между Римом и Неаполем, и в 1792 решила вернуться в Париж. Только вот не вернулась, узнав, что ее имя попало в списки эмигрантов, что из-за этого она лишилась во Франции всех гражданских прав, и что ее муж обратился в Академию с требованием, чтобы ее имя было вычеркнуто из этих списков (в чем ему отказали). Началась эмигранская жизнь.
Вена, портреты австрийских и польских аристократов... А во Франции террор нарастал. Муж Мари снова обратился с петицией, чтобы имя его жены переместили из списков эмигрантов в списки путешествующих художников. Отказали, и заключили надоеду ненадолго в тюрьму. Этот эпизод его добил, и в 1794 году он подал на развод. Вот здесь ему не отказали.

Россия, двор Екатерины... Портреты, портреты... Шесть лет она прожила в России. Прославилась, нажила немалое состояние, но домой хотелось. И вот, наконец, после петиции в Директорию, подписанную 255 артистами, имя Мари Виже-Лебрён было вычеркнуто из списков эмигрантов. В июне 1800 года она становится членом Санкт-Петербургской Академии Изящных Искусств, но жизнь снова преподносит ей неприятный сюрприз: ее дочь выходит замуж за секретаря директора Императорских театров, несмотря на яростные протесты матери.

Наконец, в январ 1802 года Лебрён вернулась в Париж – через Берлин, где ее, в очередной раз, сделали членом очередной Академии, и где она была принята Гогенцоллернами. В Париже Мари явилась прямо домой, полагая, очевидно, что муж развелся с ней просто из чисто житейского чувства самосохранения, но – не сложилось, и она снимает себе коттедж в Медоне, где может спокойно работать. В декабре она потребовала от мужа свою долю имущества.

Она много путешествовала: Бельгия, Голландия, Швейцария... Помирилась с дочерью и зятем, вернувшимися во Францию, заплатила большинство долгов своего разорившегося бывшего мужа, выкупила у него дом с садом. Рисовала сестру Наполеона, провела несколько недель у мадам де Сталь. Пережила и бывшего мужа, и брата, и дочь. Мари Элизабет Виже-Лебрён умерла в 1842 году от атеросклероза. Ей было 87 лет.
Полная галерея ее карин находится на сайте: www.batguano.com/vigeegallery.html
Загляните, там практически вся европейская аристократия тех времен, на 186 страницах)))
11.10.2009 в 23:23
Пишет MirrinMinttu:Аделаида Лабилль-Жильярд
Говоря о женщинах-художницах 1700-х, никак нельзя умолчать о злейшей сопернице Виже-Лебрён, о Аделаиде Лабий-Гийяр (1749 – 1803). Жизнь у нее была куда как менее интересной, чем у Лебрён, но ее работы красуются в Лувре, Версале, Национальном Музее в Варшаве, и, почему-то, в огромном количестве американских музеев.читать дальше
Автопортрет в миниатюре
Аделаида была дочерью лавочника, у которого одно время работала Жанна Бику, будущая мадам дю Барри, с которой она дружила. Совершенно неясно, почему Аделаида подростком начала брать уроки живописи у миниаютюриста-швейцарца Франсуа-Эли Винсента. Возможно, ее родители считали рисование миниатюр подходящим увлечением для девочки из хорошей семьи. Очевидно, девочка оказалась не без таланта, потому что ее автопортрет в миниатюре (см. выше) был выставлен в салоне Сен-Люк. А было художнице в тот момент всего 15 лет.
Жизнь ее, несмотря на успех, шла по накатанной колее. В 20 лет Аделаида вышла замуж за какого-то ничем не знаменитого Николя Жильярда, после чего стала ученицей Мориса Квентина де ла Тура. У него она изучала пастельную технику.
А в 1777 году она решила учиться писать маслом, и учиться у сына ее первого учителя. Франсуа-Андрэ Винсент, один из главных неоклассицистов, сыграл некоторую роль в жизни Аделаиды, и не только как учитель. Во всяком случае, именно в том году Аделаида оставила мужа и открыла свое ателье, начав преподавать и зарабатывать этим на жизнь. Она вышла замуж за Франсуа-Андрэ, но гораздо, гораздо позже, в 1799 году, когда ей было уже 50 лет.
Франсуа-Андрэ
Я уже писала, что ее приняли во Французскую Академию одновременно с Виже-Лебрён, но, положа руку на сердце, шесть лет разницы в возрасте явно сделали Аделаиду более зрелой художницей, чем была в тот момент ее соперница. Мы помните, что Лебрён представила в качестве приемной работы, да? А вот Лабий-Гийяр представила этот портрет:
Скульптор Pajou
Хотя в возрасте Лебрён и Аделаида рисовала томных толстушек, хоть и без всяких аллегорий.
Приятный сюрприз
Несмотря на свой потенциал, Аделаида продолжала рисовать, по большей части, сладенькие миниатюрки аристократок в кругу семьи, вскармливающих самостоятельно своих младенцев, как велел им великий Руссо. Деньги это приносило, славу – нет. Аделаида была женщиной неглупой, и вывод сделала быстро. Ее роскошный автопортрет с двумя ученицами произвел фурор (хотя явно был написан в виде ответа автопортрету Лебрён), и обратил на себя внимание сиятельной тезки, тетушки Короля Луи XVI, которую тоже звали Аделаидой.
Мадам Аделаида
С тех пор жизнь начала улыбаться Аделаиде. Обе тетушки короля и его сестра ее обожали, а обожание королевских родственников всегда дорогого стоит: мало того, что дамы сами заказали свои портреты, по еще и добились для своей художницы пансиона в 1000 ливров, что для женщины в ситуации Лабий-Гийяр было совсем не лишним. Звездным часом Аделаиды должен был стать очень композиционно сложный портрет графа де Прованса, но звездный час не состоялся из-за революции. Граф эмигрировал, а суровые революционеры потребовали, чтобы Аделаида уничтожила работу. Да-да, ее тщательно проверили на лояльность делу народа и революции, ведь в прошлом художницы был грех рисования презренных аристократов.
Эскиз к портрету графа
Впрочем, Лабий-Гийяр вовсе не была роялисткой, хотя и получала с огромным удовольствием аристократические деньги. Она и не подумала эмигрировать! Напротив, теперь, когда Лебрён была в эмиграции, Аделаида осталась вне конкуренции. Выяснилось, что главные фигуры Республики любили собственные портреты ничуть не меньше своих злейших врагов-аристократов. И Лабий-Гийяр их рисовала, от Робеспьера до д’Эгильона. Даже страшные дни террора она не пропустила без выгоды для себя: наконец-то она смогла официально развестись со своим чуть ли не 20 лет назад оставленным мужем. В том же году, при помощи Иоахима Лебретона, шефа музейного бюро, она получила квартиру в Лувре и пансион в 2000 ливров.
www.ladyreading.net/labille-guiard/gallery.html
Робеспьер
URL записиГоворя о женщинах-художницах 1700-х, никак нельзя умолчать о злейшей сопернице Виже-Лебрён, о Аделаиде Лабий-Гийяр (1749 – 1803). Жизнь у нее была куда как менее интересной, чем у Лебрён, но ее работы красуются в Лувре, Версале, Национальном Музее в Варшаве, и, почему-то, в огромном количестве американских музеев.читать дальше

Аделаида была дочерью лавочника, у которого одно время работала Жанна Бику, будущая мадам дю Барри, с которой она дружила. Совершенно неясно, почему Аделаида подростком начала брать уроки живописи у миниаютюриста-швейцарца Франсуа-Эли Винсента. Возможно, ее родители считали рисование миниатюр подходящим увлечением для девочки из хорошей семьи. Очевидно, девочка оказалась не без таланта, потому что ее автопортрет в миниатюре (см. выше) был выставлен в салоне Сен-Люк. А было художнице в тот момент всего 15 лет.
Жизнь ее, несмотря на успех, шла по накатанной колее. В 20 лет Аделаида вышла замуж за какого-то ничем не знаменитого Николя Жильярда, после чего стала ученицей Мориса Квентина де ла Тура. У него она изучала пастельную технику.

А в 1777 году она решила учиться писать маслом, и учиться у сына ее первого учителя. Франсуа-Андрэ Винсент, один из главных неоклассицистов, сыграл некоторую роль в жизни Аделаиды, и не только как учитель. Во всяком случае, именно в том году Аделаида оставила мужа и открыла свое ателье, начав преподавать и зарабатывать этим на жизнь. Она вышла замуж за Франсуа-Андрэ, но гораздо, гораздо позже, в 1799 году, когда ей было уже 50 лет.

Я уже писала, что ее приняли во Французскую Академию одновременно с Виже-Лебрён, но, положа руку на сердце, шесть лет разницы в возрасте явно сделали Аделаиду более зрелой художницей, чем была в тот момент ее соперница. Мы помните, что Лебрён представила в качестве приемной работы, да? А вот Лабий-Гийяр представила этот портрет:

Хотя в возрасте Лебрён и Аделаида рисовала томных толстушек, хоть и без всяких аллегорий.

Несмотря на свой потенциал, Аделаида продолжала рисовать, по большей части, сладенькие миниатюрки аристократок в кругу семьи, вскармливающих самостоятельно своих младенцев, как велел им великий Руссо. Деньги это приносило, славу – нет. Аделаида была женщиной неглупой, и вывод сделала быстро. Ее роскошный автопортрет с двумя ученицами произвел фурор (хотя явно был написан в виде ответа автопортрету Лебрён), и обратил на себя внимание сиятельной тезки, тетушки Короля Луи XVI, которую тоже звали Аделаидой.

С тех пор жизнь начала улыбаться Аделаиде. Обе тетушки короля и его сестра ее обожали, а обожание королевских родственников всегда дорогого стоит: мало того, что дамы сами заказали свои портреты, по еще и добились для своей художницы пансиона в 1000 ливров, что для женщины в ситуации Лабий-Гийяр было совсем не лишним. Звездным часом Аделаиды должен был стать очень композиционно сложный портрет графа де Прованса, но звездный час не состоялся из-за революции. Граф эмигрировал, а суровые революционеры потребовали, чтобы Аделаида уничтожила работу. Да-да, ее тщательно проверили на лояльность делу народа и революции, ведь в прошлом художницы был грех рисования презренных аристократов.

Впрочем, Лабий-Гийяр вовсе не была роялисткой, хотя и получала с огромным удовольствием аристократические деньги. Она и не подумала эмигрировать! Напротив, теперь, когда Лебрён была в эмиграции, Аделаида осталась вне конкуренции. Выяснилось, что главные фигуры Республики любили собственные портреты ничуть не меньше своих злейших врагов-аристократов. И Лабий-Гийяр их рисовала, от Робеспьера до д’Эгильона. Даже страшные дни террора она не пропустила без выгоды для себя: наконец-то она смогла официально развестись со своим чуть ли не 20 лет назад оставленным мужем. В том же году, при помощи Иоахима Лебретона, шефа музейного бюро, она получила квартиру в Лувре и пансион в 2000 ливров.
www.ladyreading.net/labille-guiard/gallery.html

Слышала об этих художницах, но как-то не удосужилась просмотреть биографию и работы. Впечатлил "Байрон" Виже-Лебрен, ну а что касается Аделаиды...здесь мой любимый портрет. И этим все сказано))).
Пришла добавить галерею Лабилль-Жильярд
любимый портрет.Да, он тут хорош.))))) Гражданка постаралась.
А вот здесь, здесь и здесь (еще один портрет) - можно увидеть очень интересную галерею работ Аделаиды Лабий-Гийяр (так!)