чухонский болотный божок (с)
Просматривая свой архив с революционными ссылками, я вспомнил о довольно странном эссе известной всем ВФРщикам Эрики Воз. Решил, что участникам этого сообщества оно может показаться любопытным, тем более, что фильм Вайды "Дантон" тут неоднократно обсуждался.
С автором я не согласен по многим пунктам (даром, что сам слэшер :) ), текст привожу скорее как курьез. Он на английском языке, и переводить его мне лень, так что заранее извиняюсь за нерусский пост :shuffle:

читать дальше

@темы: кино, слэш, Робеспьер, Сен-Жюст, Дантон, Демулен

Комментарии
27.03.2009 в 22:06

The movie Danton goes a step further in its extreme, pervasive and nearly neurotic homophobia. Не заметила я гомофобии со стороны Дантона. Да, он упрекает Р. в недостатке мужественности, но это не равнозначно гомосексуальности. Скорее, Дантону неприятна асексуальность Р. Недостаток жизненной энергии!
In this portrayal Robespierre is not only "unmasculine" but also homosexual.:yes: Да, Вайда слэшер.:inlove:
читать дальшеАвтор прав в том, что Вайда рисует Робеспьера и СЖ как гомосексуалистов - хотя, по-моему, может, и латентных - но автор не прав, утверждая, что поэтому Вайда их осуждает! Нет там осуждения.
27.03.2009 в 23:07

чухонский болотный божок (с)
А я даже гомосексуальности не заметил в изображении Робеспьера и Сен-Жюста. Робеспьер, такой, как он представлен в этом фильме, может оказаться вообще кем угодно, даже пассивным некрофилом :gigi: А Сен-Жюст - обычный парень. Я у Вайды ничего слэшерского не вижу вообще :nea: Много слэша у Пшибышевской, на пьесе которой основан фильм, но Вайда прошел мимо этого слща - к сожалению или к счастью :)

Автор статьи тоже слэшер.
Это точно. Аццкий латентный слэшер. Там же, на сайте, есть ее собственные фики. Я таких ненавижу читать, если честно. У подобных авторов герои-мужчины ведут себя совершенно безумным образом.
27.03.2009 в 23:33

Prince Nocturne Ну, слэш и вообще гомоэротический подтекст - такое дело. Одни видят, другие нет.))
28.03.2009 в 11:26

чухонский болотный божок (с)
tes3m
C одной стороны, да, с другой же - видеть слэш только в том, что один мужчина другого обнимает за плечи - это, имхо, перебор :)
28.03.2009 в 11:42

Prince Nocturne Но я вовсе не в этом вижу слэш, а в том, что и это, и другие мелочи введены автором нарочно, чтобы намекнуть на способность героя любить - повторяю-возможно, латентно и не отдавая себе в том отчета - только мужчин. Для него Демулен - весь свет в окне.
28.03.2009 в 12:12

Ninette
Prince Nocturne
Мне кажется, некий гомоэротический подтекст в фильме все же присутствует. Иначе чем объяснить, что от прикосновений Элеоноры Робеспьера передергивает, а Сен-Жюсту он, кажется, рад? Тем, что ему неприятна настойчивость Элеоноры? Сен-Жюст носит ему цветочки и вообще всячески опекает, а Робеспьер, вроде бы, не возражает. А как он унижается перед Камиллом...
Я, к сожалению, не читала пьесы Пшибышевской, и не могу сравнить ее с фильмом. Вы пишете, что в пьесе много слэша. А в чем, например, это выражается? :)
28.03.2009 в 13:13

чухонский болотный божок (с)
Miss_N
От такой Элеоноры я бы тоже шарахался :D Не потому, что она женщина, а потому, что она очень агрессивна. Как раз женского начала в ней не ощущается, имхо. Сен-Жюст хотя бы никого не избивает, поэтому с ним можно держаться спокойнее :) Но я бы не сказал, что Робеспьер и ему однозначно рад. Та сцена, которая всеми трактуется как слэшная (в конце фильма, когда Робеспьер лежит больной, а Сен-Жюст приходит к нему и лезет в постель), содержит важный момент: Робеспьер при приближении Сен-Жюста прячется под одеяло :) Он же явный интимофоб, на личное пространство которого покушаются со всех сторон.
Сцены с Камиллом действительно выглядят несколько двусмысленно, но в пьесе они просто на грани фола, особенно та, в которой Робеспьер приходит к Камиллу домой. Вайда изрядно смягчил их слэшность :)
У меня сейчас нет под рукой текста пьесы (я непременно привезу ее из следующей поездки в Краков и процитирую), но там одни ремарки были феерические, что-то типа "обнимает", "прижимается к нему". И все это в сочетании с тем, что говорят персонажи... Это ужасно двусмысленный диалог, с кучей подтекстов и фрейдистской символики. Фактически в пьесе происходит следующее: Робеспьер приходит к Камиллу, чтобы физически его соблазнить и хотя бы таким способом вырвать из-под влияния Дантона ( :-D ), но Камилл догадывается, что Робеспьер действует неискренне, и посылает его. А у Вайды Робеспьер просто уговаривает Камилла, используя в основном политические аргументы :) Разве что немножно сентиментально :)
Еще в той книжке была вступительная статья, в которой цитировались то ли пиьсма, то ли заметки самой Пшибышевской, и она прямым текстом написала, что отношения Робеспьера и Демулена носят гомоэротический характер, но Робеспьер сублимировал, а Демулен не может сублимировать до конца, будучи эгоистом и невротиком.
28.03.2009 в 13:15

Prince Nocturne Ну так это вам по контрасту с пьесой кажется, что слэша нет, а если сразу увидеть фильм, не зная пьесы, так он там виден.)))
28.03.2009 в 13:24

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Я фильм увидел первый раз раньше, чем прочитал пьесу.
28.03.2009 в 13:31

Prince Nocturne Ну, тогда в силе мое первое положение: одни видят, другие не видят.:-D Я согласна с Miss_N от прикосновений Элеоноры Робеспьера передергивает , а Камилла и СЖ он любит - это же не реальность, где подвернулась стерва-Элеонора, а мир, создаваемый Вайдой. Это он сделал героиню стервой, наводя на мысль: почему же герой не общается с нормальными женщинами? Нужны ли они ему вообще?
Он же явный интимофоб - по Розанову, как и по Фрейду, это указывает на подавляемую гомосексуальность.
28.03.2009 в 13:32

чухонский болотный божок (с)
Я, кстати, сейчас задумался над тем, когда я начал видеть слэш по ВФР и что послужило точком... и как-то все в тумане :)
Помню, что лет пять назад я был горе-слэшером, и мне казалось, что простая дружба (и даже элементарное знакомство) между двумя лицами мужского пола - это уже основание для слэша. На этой почве я переслэшил всех революционеров без разбора. Хотелось мне видеть вместе этих двоих - в койку их! :gigi:
Но когда я начал видеть настоящий слэш?.. :upset:
28.03.2009 в 13:37

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Да, наверное вы правы: одни видят, другие нет. У меня вообще проблема с подтекстами в фильмах и книгах: я в упор не увижу, пока сам автор мне не покажет пальцем :)
28.03.2009 в 13:43

Prince Nocturne Вообще очень любопытно, когда одни видят, другие -нет. Ладно бы один видел везде, другой - нигде не видел. Так вот нет же! Одна Избранная видит слэш там, где я не вижу в упор, а вот намеки на гомосексуальность в "Бесах" не видит как раз она. Наверное, потому, что недостаточно романтично, что ли...
28.03.2009 в 13:52

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Наверное, каждый просто видит то, что ему хочется видеть :)
28.03.2009 в 13:55

Prince Nocturne :-D И это тоже.)))) Но иногда совпадает настрой творца и интерпретатора. Вот и понимаешь его лучше.)))
28.03.2009 в 13:59

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Да как же проверить, совпал настрой или нет? Не все творцы, как Пшибышевска, открыто пишут: да, мои герои - голубые :)
28.03.2009 в 14:05

Prince Nocturne Ну, хоть иногда пишут. Еще и Осима про "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" написал, Нил Гейман про некоторых героев и т.п. Вот когда такое читаешь - или хотя бы находишь , что прототип героя был гомосексуален, а ты об этом по герою догадался - уверяешься, что интуиция не подвела.
28.03.2009 в 14:16

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Не все авторы такие сознательные, как Гейман и прочие :)
28.03.2009 в 14:17

Prince Nocturne Авторы тоже люди. Боятся, что их самих в чем-то заподозрят.:-D
28.03.2009 в 14:18

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Или сами не догадываются о том, что написали.
28.03.2009 в 14:27

Prince Nocturne Бывает, проговариваются.))) Как и некоторые антислэшеры.
28.03.2009 в 14:34

чухонский болотный божок (с)
tes3m
И все-таки - возвращаясь к теме - приятнее фантазировать про самих революционеров, чем про чужие фантазии про революционеров :)
28.03.2009 в 14:37

Prince Nocturne Да вот и я убедилась недавно, что не могу писать про чужих героев, а вот писать про реальных исторических лиц вроде даже начала(про Т.Э. Лоуренса).
28.03.2009 в 14:45

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Вы фик про него написали?
28.03.2009 в 14:48

Prince Nocturne Пишу. Плюнула на свою бездарность в области fiction. :-D
28.03.2009 в 14:51

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Ура! Я все ждал, когда вы что-нибудь напишете! :pozit:
28.03.2009 в 14:56

Prince Nocturne Может, потом обнаглею и напишу еще о ком-то.:-D
28.03.2009 в 15:12

чухонский болотный божок (с)
tes3m
Дадите почитать?

Может, потом обнаглею и напишу еще о ком-то.
Например, о ком? ;)
28.03.2009 в 15:36

Prince Nocturne Это если вообще что-то выйдет. Представьте, я же в политике ничего не смыслю.:-D А там фон - Версальская мирная конференция. Я ее, конечно, побоку, пишу о дружбе и любви, но это же смешно.:lol: Ну, покажу, конечно.
Там видно будет. Позориться, конечно, стыдно, но что-то вот захотелось! :-D)))
28.03.2009 в 15:42

Ninette
Prince Nocturne
Робеспьер при приближении Сен-Жюста прячется под одеяло Он же явный интимофоб
Вполне возможно, что интимофоб.:) Просто я эту сцену трактовала иначе - Робеспьеру после смерти Камилла свет Божий не мил, поэтому он накрывается простыней с головой (так накрывают покойников). Но у меня, конечно, свои ассоциации...
А пьесой Вы меня очень заинтересовали )) Буду рада, если Вы потом кое-что процитируете. Нужно бы ее, конечно, в библиотеке почитать - да пока что не получается.
приятнее фантазировать про самих революционеров, чем про чужие фантазии про революционеров
Разумеется, каждый человек видит что-то своё, именно это и интересно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии