01:31

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Получив вчера в первом часу ночи в свое распоряжение телевизор, начала смотреть "Наполеона" Ганса Абеля. И должна сказать, что давно ничего с таким удовольствием не смотрела. Немного наивно, разумеется, с точки зрения избалованного современного зрителя, и все же... Мне нравится, что в немом кино есть такое пространство для воображения, которое и не снилось звуковому, цветному, насыщенному спецэффектами. Титры ведь в общих чертах передают смысл сказанного героями, тебе дали ниточку, а клубок распутывай сам.
читать дальше
читать дальше
И снова "Наполеон". Какой-то у меня специфический перекос восприятия - батальные сцены проходят мимо, а зацепает только "жизненное".
Например, Кармелитская тюрьма, превращенная в бальный зал, и празднество, куда допускаются только родные казненных или те, кто находился в заключении. Подчеркнуто статичная фигура Наполеона, вновь вознесшегося на вершину, среди хаоса, с каждым кадром становящегося все более отталкивающим. Чего стоит один Мюрат, как в варьете, шагнувший в кружок барышень в мундире, и выдернутый оттуда хмурым начальником едва не подштанниках! :) "Во времена гильотины нравы были чище" - этот комментарий исчерпывающе охарактеризовал бы происходящее. Наполеон бродит посреди роз и девиц, мрачный, как Гамлет ("Век расшатался - и скверней всего , что я рожден восстановить его!"), и тут снова появляется Жозефина. С Гошем, разумеется. "Вот на этом самом месте меня вызывали на казнь!" - жизнерадостно повествует она Наполеону, а Гош понимает, что общие воспоминания - еще не залог общего будущего.
Знаменитая история со шпагой Богарне - Наполеон в этом фильме вообще трогательно чадолюбив. Эжен Богарне мальчик совсем некавайный, но не менее артистичный, чем Анрей Руденко/Бонапарт в детстве, с очень богатой мимикой. В этом эпизоде снова появляется бывалая моська, ветеран Кармелитов, умиротворяя зрителя своим ухоженным видом :) Деревенские ухаживания Наполеона за Жозефиной, прячущей под вуалью гримаски, весьма комичны, однако не гротескны. "Когда вы молчите, вы неотразимы," - говорит она ему, и это действительно так, работа мысли без того ясно отражается на его лице. Как и в сцене с Тальма, преподающим Наполену азы сценического движения - самая убедительная, ибо самая естественная поза - ссутуленые плечи и заложенные за спину руки, идеальное выражение лица - полное отсутствие эмоций, за вычетом упрямо выпяченного подбородка. Великолепная находка сценариста с глобусом! "Вы целуете Париж? - Это уста Жозефины!" :) Эффектно сттреляет и ружье, повешенное на стену в предыдущем акте - тот самый план итальянской кампании, которым было заклеено окно в мансарде. Очень понравился светловолосый паренек, который, волнуясь, докладывал Наполеону о новом назначении - кажется, это кто-то из будущих генералов, но кто именно?
Очень порадовало, что сценарист не стал "влюблять" Жозефину в Наполеона, и тем самым сохранил цельность созданного характера. Буонапарте для нее - запасной плацдарм, на который мадам де Богарне отступила, получив отставку у влиятельного любовника, выскочка и неотеса. Причем умудрившийся опоздать на собственную савдьбу, которой добивался так пылко - вот тут-то она и понимает, что он не так прост, как ей думалось...
Готичный пустой Конвент с призраками "богов Революции" - сумрачным, по-бетховеновски растрепанным Дантоном, традиционно неистовым Маратом и не менее традиционно чопорным Робеспьером. Весьма символично, что Наполеон, чтобы выслушать их, возращается на трибуну - пришло его время говорить, обещая вселенскую республику, свободу, равенство и братство. Самым недоверчивым из сонма призраков оказывается Сен-Жюст. Не зная языка, можно предположить, что с такой ностальгической улыбкой он просит позаботиться о своей матушке, ан нет - обещает страшно отомстить, если Наполеон забудет, чьим наследником является.
В итальянских эпизодах великолепен Массена, кудрявый и экспрессивный. Прекрасно придумано со шляпами - когда гордые генералы, наконец, соизволяют снять перед Бонапартом свои увенчанные роскошными плюмажами головные уборы, как тот тут же с видом короля напяливает свою потрепанную треуголку.
И просто нет слов, чтобы выразить восхищение работой операторов в панорамной съемке лагеря, склеенной из трех кадров - пусть не идеально, но попытка поистине достойна восхищения. И далее - режиссерская находка, когда действие продолжает развиваться в трех планах. Постепенно экран превращается в триколор, снова "Марсельеза" - но на этот раз уже финал. И фильма, и революции.

@темы: кино

Комментарии
08.12.2008 в 19:19

Эльвюна Спасибо!))) У меня уже есть этот фильм, но никак не посмотрю, не могу бросить другие дела. Отзывы такие разные, но , в общем, фильм оценивают как интересное зрелище.)))
08.12.2008 в 19:33

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Да, рекомендую )
08.12.2008 в 20:12

А как тебе деятели революции?
08.12.2008 в 20:29

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Камиль совершенно конфетный, как и Люсиль - амплуа обязывает, сахарные фигурки со свадебного торта. Дантон действительно неистовый, и от него в сцене агустовской резни на самом деле не по себе становится.... Марат несколько утрирован, но очень характерный, а Робеспьер что-то никак не показался.
08.12.2008 в 20:38

А Сен-Жюст, которого сам режиссер пожелал сыграть?
08.12.2008 в 20:52

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
До него еще не досмотрела - пока что только взятие Тулона.
08.12.2008 в 21:01

Эльвюна Все прочие ругают.)))
08.12.2008 в 21:16

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
По скриншотам - так даже понравился :) Обязательно про него напишу, как досмотрю.
19.12.2008 в 19:47

:hlop::hlop:правильная пропорция томного кавая и революционной жесткости (за розочку, зеркальце и сережечки - отдельное спасибо:vv::vv::vv:
19.12.2008 в 19:54

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Забыла еще упомянуть о тени гильотины - тоже выразительный момент...
19.12.2008 в 20:48

Ninette
Эльвюна
Прекрасна его речь в Конвенте.
Мне вот непонятно, откуда взялась эта речь 9 термидора :) О чем он там хоть говорит? (я плохо знаю английский ). И почему публика ему аплодирует. :nope:
19.12.2008 в 20:49

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Щас пересмотрю и переведу )
19.12.2008 в 21:26

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Примерно так:
"Да, мы вынуждены приносить жертвы, но разве великое здание Революции не возводится на гробницах? Но не забыли ли вы, что за это время мы создали для вас Францию, новую и пригодную для жизни? Мы провели 12 тысяч декретов, из которых две трети посвящены правам человека? И мы совершили это с таким стервятником как Вандея и такими тиграми на плечах как короли! Вы можете развеять наш прах по четырем ветрам. Республика восстанет из него."
19.12.2008 в 21:52

Ninette
Эльвюна
Спасибо:)
19.12.2008 в 21:54

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Не за что )
19.12.2008 в 22:39

Sturm und Drang!
Мне особенно Дантон там понравился - ну очень колоритный! И эта его гордая поза, в которой он стоял рядом с гильотиной...
19.12.2008 в 22:42

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Н-не знаю, меня как раз в этой сцене он не впечатлил. Намного больше - на презентации "Марсельезы" и в августе.
02.01.2009 в 13:03

Ninette
Эльвюна
Сцена с глобусом мне тоже очень понравилась.
Самым недоверчивым из сонма призраков оказывается Сен-Жюст. Не зная языка, можно предположить, что с такой ностальгической улыбкой он просит позаботиться о своей матушке, ан нет - обещает страшно отомстить, если Наполеон забудет, чьим наследником является.
Да, верится, что Сен-Жюст и с того света достанет :)
02.01.2009 в 13:06

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Miss_N Сыгран великолепно, даже забываешь, что актер староват.
02.01.2009 в 15:06

даже забываешь, что актер староват Уж лучше это, чем молодая бездарность...
02.01.2009 в 15:08

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
Мне понравился Кристофер Томпсон в роли Сен-Жюста:

02.01.2009 в 15:47

Эльвюна О, я от него в восторге!)))
02.01.2009 в 15:52

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
:friend:
Смотрю сейчас "Сен-Жюст и сила обстоятельств" - там актеру больше пошло бы играть Камиля Демулена, имхо.
02.01.2009 в 15:54

Эльвюна :friend:Еще не смотрела.
02.01.2009 в 16:03

Спасайте собак и полковника Черчилля! (с)
tes3m Досмотрю, отчитаюсь :)
02.01.2009 в 17:51

Ninette
Эльвюна
там актеру больше пошло бы играть Камиля Демулена, имхо.
По внешности или по характеру? Имхо, на Сен-Жюста с портрета Прюдона, например, актер очень похож. Инфантильного Камилла он, вроде бы, не напоминает... Хоть и "Ангела смерти", от взгляда которого людям становилось не по себе, тоже...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии