"Наполеон" Абеля Ганса
читать дальшеНастоящий шедевр, задуманный и снятый Гансом с помпой и размахом. Невероятно масштабная вещь, большинство эпизодов которой заставляет присвистнуть, восторг и восторг. Четыре часа биографии Наполеона, немой исторический блокбастер с гигантскими баталиями, потасовками, штормами, спецэффектами, блестящими актерами и новаторскими монтажными приемами, от которых захватывает дух. Несмотря на то, что Ганс относится к событиям с иронией (чего стоит изображение вождей французской революции или встреча Наполеона и Жозефины), а возвышение Наполеона представляет собой и вовсе романтическую историю, в которой Наполеон рисуется пророком с Предназначением, критики его времени обвиняли Ганса за то, что он снял "Бонапарта для неопытных фашистов". Неудивительно — пафос Ганса заразителен. Марат, Дантон, Сен-Жюст, Робеспьер предстают в пародийном виде, но такая режиссерская трактовка (Наполеон как усмиритель беспорядка, мессия, которого все ждали) ничуть не мешает, через нее все равно просвечивает сила людского потока. Мощь , темпераментность, страстность работы не подвергаются сомнению и в некоторых моментах просто сметают. Это особое романтическое исступление, которое сейчас почти утеряно. Техническая же виртуозность Ганса и вовсе ошеломляет — он смело экспериментировал с монтажом и оборудованием, добиваясь нужного эффекта. Ганс ставил перед собой весьма амбициозные задачи, что многих отталкивало. Вот, например, что он написал в воззвании к своим сотрудникам:"Друзья мои, вдумайтесь в глубокий смысл, вложенный мною в эти слова. Фильм должен позволить нам окончательно войти в Храм Искусств через грандиозные ворота Истории. Невыразимая тревога овладевает мной при мысли, что моя воля и даже сама моя жизнь – ничто, если все вы не будете ежеминутно оказывать мне полную и самоотверженную поддержку. Благодаря вам мы вновь переживем Революцию и Империю. (...) Быстрыми, буйными, вихревыми, громадными, гомерическими – такими вас хочет видеть Революция, эта бешеная кобылица... и вот – человек. Он смотрит на нее в упор, он ее понимает, он хочет смирить ее на благо Франции и внезапно прыгает на нее, хватает за узду и понемногу успокаивает, чтобы превратить в чудодейственное орудие славы. Революция и ее предсмертный смех. Империя и ее гигантские тени, Великая армия и солнце ее побед, все это – вам. Друзья мои, вас ждут все экраны мира".
Неудивительно, что Эпштейн сказал Бунюэлю заткнуться, когда речь зашла об Абеле Гансе. =) "Наполеон" увеличивает и достоинства, и недостатки Ганса, являясь памятником, глыбищей, сочно и громоподобно озвученной. Кстати, в карикатурной роли Марата снялся Антонен Арто, культовая фигура в области поиска нового языка и теоретик/практик концепции "театра жестокости". Это особенно интересно, учитывая то, что Арто боролся против традиционной литературы, искал новые формы, а "Наполеон", технически великолепный, по фабуле своей ничего нового не предлагает. Появление на крупных планах Дрейера для Арто более объяснимо, чем участие в этой крупномасштабной авантюре. Антонен Арто мелькает в образе брезгливого сумасшедшего и умирает в ванне, заколотый Шарлоттой Корде. Марат и Робеспьер:
Наполеон Ганса — это почти Иисус, темная щеголеватая фигура, чье появление и профиль уже смещают тектонические плиты. Люди забывают обо всем, когда его видят, они готовы прыгать в огонь, стоит ему встать, скрестив руки на груди. Он повелевает стихиями и усмиряет пожар. Иногда это доходит до смешного, до нелепого, но как страстно это снято! Особенно выделяется сцена в таверне, где преследователи роняют пистолеты, а у черни, кажется, вот-вот — и начнут исцеляться болезни, все падут ниц. В эпизодах о детстве Наполеона мы видим, что единственным другом гордого мальчика был орел, и голова орла совмещается с надменно вздернутой головой совсем еще юного Наполеона. В дальнейшем Дьедонне, исполняющий главную роль, будет разговаривать с военачальниками или окидывать взглядом толпу, словно птица, имитируя странный поворот головы хищника. А какая здесь чернь! Великолепные типажи, рожи, усищи, руки, морщины, прищуры, ухмылки, беззубые рты, брюха, замасленные фартуки и потрепанные чепцы. Особенно ярко это видно в сцене исполнения "Марсельезы", выглядящей почти сюрреалистически, — необозримая толпа стоит с листками и поет текст, затем камера идет дальше — и натыкается на фигуру Байрона-Наполеона. Он стоит, романически прислонившись, скрыв лицо шляпой, и не знаешь, что делать, — или рукоплескать, или неприлично хохотать над Гансом. Сам режиссер сыграл Сен-Жюста. Весьма себялюбивое решение — начиная с того, что Сен-Жюст был молод (его казнили в 27 лет, а в законодательное собрание он выставил свою кандидатуру в 24), а Абелю Гансу в момент съемок было 38, и заканчивая легендарным статусом "архангела террора". Абель Ганс делает загадочное лицо, нюхает розу и демонстрирует серьги. На этом его игра заканчивается, так что возмущение Бунюэля в упоминавшемся мной споре тоже можно понять. Французская революция — это событие, которое влияет на нашу жизнь до сих пор. Но, споря о либеральных доктринах и терроре, нельзя отказать вождям революции в том, что они прекрасно умели умирать. Сыграть Сен-Жюста — большой соблазн, но он выглядит у Ганса неубедительно. Приемы, которые он использует при появлении Наполеона, в отношении выступления Сен-Жюста выглядят фальшиво, хотя рукоплещущие массы и громкие звуки ударных с духовыми воздействуют на психику. Роль Наполеона в фильме исполняют два актера. Владимир Руденко, похожий на молодого и тогда еще подававшего большие надежды Ферлонга, играет роль Наполеона-мальчика, основной же исполнитель — это Альбер Дьедонне. Оба они экспрессивны и харизматичны, Дьедонне создает образ фанатичного человека, оратора и воителя, который в обыкновенной жизни немногословен, почти скрытен, не похож на других. Технические изобретения Ганса дают возможность подчеркнуть различные черты и создать нужных эффект. Например, крайне сильный прием — совмещение волн во время шторма с волнением людской массы, толпа в буквальном смысле головокружительно выплескивается с экранов. Разражается двойная буря, она превращается в пену с помощью многократного наложения, а камера от первого лица будто бы ныряет, как морская птица, в это кипящее варево. Очень впечатляет. Или, например, сцена, в которой одинокий Наполеон сидит за письменным столом, пока за его окном бродят тени восставших и убивают своих жертв. Однако середина фильма, посвященнная Жозефине, похожей на жадную гарпию, проваливается и не увлекает так, как это делают первые полтора часа и концовка с использованием тройного экрана. Думаю, современников Ганса концовка должна была парализовывать. Но, как известно, он так и не закончил свой замысел. По его сценарию была снята отдельная картина об изгнании Наполеона.
Фильм местами вызвал у меня неподдельный восторг и ощущение праздника.
Автор поста - [info]wrdo
community.livejournal.com/ru_silent_movie/7519....
Смотреть.
Сен-Жюст





читать дальшеНастоящий шедевр, задуманный и снятый Гансом с помпой и размахом. Невероятно масштабная вещь, большинство эпизодов которой заставляет присвистнуть, восторг и восторг. Четыре часа биографии Наполеона, немой исторический блокбастер с гигантскими баталиями, потасовками, штормами, спецэффектами, блестящими актерами и новаторскими монтажными приемами, от которых захватывает дух. Несмотря на то, что Ганс относится к событиям с иронией (чего стоит изображение вождей французской революции или встреча Наполеона и Жозефины), а возвышение Наполеона представляет собой и вовсе романтическую историю, в которой Наполеон рисуется пророком с Предназначением, критики его времени обвиняли Ганса за то, что он снял "Бонапарта для неопытных фашистов". Неудивительно — пафос Ганса заразителен. Марат, Дантон, Сен-Жюст, Робеспьер предстают в пародийном виде, но такая режиссерская трактовка (Наполеон как усмиритель беспорядка, мессия, которого все ждали) ничуть не мешает, через нее все равно просвечивает сила людского потока. Мощь , темпераментность, страстность работы не подвергаются сомнению и в некоторых моментах просто сметают. Это особое романтическое исступление, которое сейчас почти утеряно. Техническая же виртуозность Ганса и вовсе ошеломляет — он смело экспериментировал с монтажом и оборудованием, добиваясь нужного эффекта. Ганс ставил перед собой весьма амбициозные задачи, что многих отталкивало. Вот, например, что он написал в воззвании к своим сотрудникам:"Друзья мои, вдумайтесь в глубокий смысл, вложенный мною в эти слова. Фильм должен позволить нам окончательно войти в Храм Искусств через грандиозные ворота Истории. Невыразимая тревога овладевает мной при мысли, что моя воля и даже сама моя жизнь – ничто, если все вы не будете ежеминутно оказывать мне полную и самоотверженную поддержку. Благодаря вам мы вновь переживем Революцию и Империю. (...) Быстрыми, буйными, вихревыми, громадными, гомерическими – такими вас хочет видеть Революция, эта бешеная кобылица... и вот – человек. Он смотрит на нее в упор, он ее понимает, он хочет смирить ее на благо Франции и внезапно прыгает на нее, хватает за узду и понемногу успокаивает, чтобы превратить в чудодейственное орудие славы. Революция и ее предсмертный смех. Империя и ее гигантские тени, Великая армия и солнце ее побед, все это – вам. Друзья мои, вас ждут все экраны мира".
Неудивительно, что Эпштейн сказал Бунюэлю заткнуться, когда речь зашла об Абеле Гансе. =) "Наполеон" увеличивает и достоинства, и недостатки Ганса, являясь памятником, глыбищей, сочно и громоподобно озвученной. Кстати, в карикатурной роли Марата снялся Антонен Арто, культовая фигура в области поиска нового языка и теоретик/практик концепции "театра жестокости". Это особенно интересно, учитывая то, что Арто боролся против традиционной литературы, искал новые формы, а "Наполеон", технически великолепный, по фабуле своей ничего нового не предлагает. Появление на крупных планах Дрейера для Арто более объяснимо, чем участие в этой крупномасштабной авантюре. Антонен Арто мелькает в образе брезгливого сумасшедшего и умирает в ванне, заколотый Шарлоттой Корде. Марат и Робеспьер:
Наполеон Ганса — это почти Иисус, темная щеголеватая фигура, чье появление и профиль уже смещают тектонические плиты. Люди забывают обо всем, когда его видят, они готовы прыгать в огонь, стоит ему встать, скрестив руки на груди. Он повелевает стихиями и усмиряет пожар. Иногда это доходит до смешного, до нелепого, но как страстно это снято! Особенно выделяется сцена в таверне, где преследователи роняют пистолеты, а у черни, кажется, вот-вот — и начнут исцеляться болезни, все падут ниц. В эпизодах о детстве Наполеона мы видим, что единственным другом гордого мальчика был орел, и голова орла совмещается с надменно вздернутой головой совсем еще юного Наполеона. В дальнейшем Дьедонне, исполняющий главную роль, будет разговаривать с военачальниками или окидывать взглядом толпу, словно птица, имитируя странный поворот головы хищника. А какая здесь чернь! Великолепные типажи, рожи, усищи, руки, морщины, прищуры, ухмылки, беззубые рты, брюха, замасленные фартуки и потрепанные чепцы. Особенно ярко это видно в сцене исполнения "Марсельезы", выглядящей почти сюрреалистически, — необозримая толпа стоит с листками и поет текст, затем камера идет дальше — и натыкается на фигуру Байрона-Наполеона. Он стоит, романически прислонившись, скрыв лицо шляпой, и не знаешь, что делать, — или рукоплескать, или неприлично хохотать над Гансом. Сам режиссер сыграл Сен-Жюста. Весьма себялюбивое решение — начиная с того, что Сен-Жюст был молод (его казнили в 27 лет, а в законодательное собрание он выставил свою кандидатуру в 24), а Абелю Гансу в момент съемок было 38, и заканчивая легендарным статусом "архангела террора". Абель Ганс делает загадочное лицо, нюхает розу и демонстрирует серьги. На этом его игра заканчивается, так что возмущение Бунюэля в упоминавшемся мной споре тоже можно понять. Французская революция — это событие, которое влияет на нашу жизнь до сих пор. Но, споря о либеральных доктринах и терроре, нельзя отказать вождям революции в том, что они прекрасно умели умирать. Сыграть Сен-Жюста — большой соблазн, но он выглядит у Ганса неубедительно. Приемы, которые он использует при появлении Наполеона, в отношении выступления Сен-Жюста выглядят фальшиво, хотя рукоплещущие массы и громкие звуки ударных с духовыми воздействуют на психику. Роль Наполеона в фильме исполняют два актера. Владимир Руденко, похожий на молодого и тогда еще подававшего большие надежды Ферлонга, играет роль Наполеона-мальчика, основной же исполнитель — это Альбер Дьедонне. Оба они экспрессивны и харизматичны, Дьедонне создает образ фанатичного человека, оратора и воителя, который в обыкновенной жизни немногословен, почти скрытен, не похож на других. Технические изобретения Ганса дают возможность подчеркнуть различные черты и создать нужных эффект. Например, крайне сильный прием — совмещение волн во время шторма с волнением людской массы, толпа в буквальном смысле головокружительно выплескивается с экранов. Разражается двойная буря, она превращается в пену с помощью многократного наложения, а камера от первого лица будто бы ныряет, как морская птица, в это кипящее варево. Очень впечатляет. Или, например, сцена, в которой одинокий Наполеон сидит за письменным столом, пока за его окном бродят тени восставших и убивают своих жертв. Однако середина фильма, посвященнная Жозефине, похожей на жадную гарпию, проваливается и не увлекает так, как это делают первые полтора часа и концовка с использованием тройного экрана. Думаю, современников Ганса концовка должна была парализовывать. Но, как известно, он так и не закончил свой замысел. По его сценарию была снята отдельная картина об изгнании Наполеона.
Фильм местами вызвал у меня неподдельный восторг и ощущение праздника.
Автор поста - [info]wrdo
community.livejournal.com/ru_silent_movie/7519....
Смотреть.






@темы: кино
А вот еще немного инфы:читать дальше
Нет, не поэтому. Просто не люблю
глухонемыебеззвуковые фильмы. Это не мое кино. Хоть и классика.Деятели революции в фильме изображены с иронией, да. Но, имхо, это не злобные карикатуры, и режиссер признает величие Конвента.
Интересно, каким этот фильм покажется тебе