«Романтизм» — термин, обозначающий не столько исторический период или конкретное художественное течение, сколько совокупность характеров, подходов и чувств, своеобразие которых заключается в их специфической природе, а главное — в их оригинальных отношениях.
читать дальшеВ самом деле, оригинальны определенные аспекты романтической Красоты, хотя тут нетрудно найти предшественников и предвестников: Красота Медузы, например, гротескная, тревожная, меланхоличная, бесформенная. Но в первую очередь оригинальна связь между различными формами, продиктованная не разумом, но чувством и разумом вместе, связь, нацеленная не на то, чтобы снять противоречия или разрешить антитезы (конечное — бесконечное, целое — часть, жизнь — смерть, ум — сердце), но собрать их в единое целое, составляющее истинную новизну Романтизма. То, как описывает сам себя поэт Уго Фосколо, — отличный пример самовосприятия романтического человека: Красота и меланхолия, сердце и разум, задумчивость и импульсивность дополняют друг друга. Однако тут надо быть осторожным и не воспринимать эпоху, когда жил Фосколо, — зажатую между Революцией и Реставрацией, неоклассицизмом и реализмом, — периодом проявления романтической Красоты. Ведь эта Красота, присущая бледным, изможденным лицам, Красота, из-за которой, почти не таясь, выглядывает Смерть, была широко представлена еще у Тассо и просуществовала до конца XIX в., когда Д'Аннунцио переосмыслил в зловеще потустороннем ключе Джоконду Леонардо. Итак, романтическая Красота выражает состояние души, которое в разных контекстах описано у Тассо и Шекспира и встречается снова у Бодлера и Д'Аннунцио; порожденные этим состоянием души формы повторятся, в свою очередь, у сюрреалистов с их сновидческой Красотой и в китче модернизма постмодернизма с его тягой ко всему мрачному и беспросветному.
Обнаруживается известное родство между тем и другим: свободное "перешагивание границ" при отборе материала, акцент на пересоздании, а не на копировании. Пространство и время имеют вид "частной" картины мира, не совпадающей с объективной. Романтиков и постмодернистов сближает "свобода связываний и сочетаний", соединение реально несоединимого, переходы из материального в мир сотворенный и прочитанный, предпочтение творимой духом, "текстуализированной действительности".
Особенно эти типологические параллели актуальны для немецкого литературного сознания, где романтическая традиция является наиболее устойчивой, обладает "повышенным социокультурным кредитом доверия". Именно наблюдения над литературой постмодернизма в Германии подтолкнули исследователей к столь решительным высказываниям о "реставрации романтизма ", о "возникновении постмодернистского романтизма ". Что ты можешь сказать на этот счет?