ссылка на изображениеtov.lenin.ru/gallery/desktop/robespierre.jpg eitne.livejournal.com/387994.html?thread=792181... Перепостила запись с ЖЖ сюда.Некогда из "Энциклопедии Смерти" я отсканировала посмертную маску Робеспьера; кажется, в ЖЖ ее не выкладывала. Резона не было ) И вот, недавно мне переписали архив разных рисунков, портретов и пр. живописи, связанной с Французской Революцией, в числе всего остального там была фотография посмертной маски Робеспьера. Кажется, все той же, что и в "Энциклопедии Смерти", но снятой в несколько ином ракурсе. Разные варианты наводят на разные размышления. Тот вариант меня навел на мысли о том, как мертвое лицо сохраняет след внешнего воздействия на дух - отпечаток "невинноубиенности" лежал на этом снимке и дело даже не в "выражении лица", которое уже отсутствует. Этот вариант - практически, прямое указание на то, куда ушел этот человек, закрыв за собою двери плотного мира, так сказать .
На самом деле, несколько месяцев моей работы в морге в 1990-е годы мне многое дали в смысле постижения "тени смерти", "отпечатка отсутствия" и прочих " внешних указателей направления" на дальнейшее движение реципиента в вечности. У иных бывали лица видевших Сияние в последние секунды, иные лица хранили отпечатки осознания и неосознания былых жизненных ошибок (очень интересно на мертвом лице видеть отпечаток последних поисков Ответа), иные "отправились в ад"; по мертвым лицам прекрасно видно, насколько человек был привязан или не привязан к своей плоти, к жизненным благам и неудачам (и такой род привязанности вполне себе имеет место быть). И всегда видно, куда ушел человек. В этом смысле посмертная маска Робеспьера - и ответ, и некоторое утешение тем, кому этот персонаж/человек дорог Маска
Я эту маску и этот пост подробно изучала еще прошлым летом. Впечатлило... Поэтому, спасибо, что перекинула эти сайты в сообщество, думаю, многим будет интересно ознакомиться.
Huldra А я не читала этого и была приятно удивлена- вот и подумала, что надо здесь поместить. Какое-то и впрямь светлое чувство вызывает это изображение, от чего бы это ни зависело.
tes3mКакое-то и впрямь светлое чувство вызывает это изображение, от чего бы это ни зависело Однозначно . И кстати, есть еще другие варианты посмертных масок Р., виденных мною ранее. И практически на всех можно рассмотреть едва уловимую улыбку, как точно подметила Admiral zur See.
Даже удивительно, что у Робеспьера после всех перенесенных страданий и ужасной смерти такое умиротворенное выражение лица... поневоле поверишь в бессмертие души...
Miss_N Вот именно. И меня это просто поразило: ну не может человек, которого принято обвинять во всех смертных грехах, иметь такое умиртворенное лицо. Вот как это понять и расценить?
Huldra Вот как это понять и расценить? Встретился с Верховным Существом? (я в бессмертие души верю) Да, судя по маске, он был привлекательным человеком. Я этого даже и не ожидала.
Miss_NВстретился с Верховным Существом? Не исключено Да, судя по маске, он был привлекательным человеком. Я этого даже и не ожидала Да и на портретах он весьма привлекателен. Не понимаю, почему многим писателям - историкам вздумалось изображать его с такой негативной стороны. Меня это всегда удивляло: смотришь на портреты - привлекательный человек, читаешь о нем - наверное зверя библейского и то краше изображали.
Huldra , не впадайте в другую крайность - черты лица правильные, но на щеках - оспины, видно по маске и описаниям внешности. Потом, разве черты - жто всё? Главное - цвет лица, мимика, обаяние... В общем, кто там разберёт, что было на самом деле. Он страдал вроде лёгочным заболеванием, слабого телосложения... Ых...
Admiral zur See Ну мы же говорим не о деталях, а о первом впечатлении, произведенном от просмотра посмертной маски. Здесь складывается впечатление о нем, как о привлекательном человеке, несмотря на оспины и остальные недочёты . В общем, кто там разберёт, что было на самом деле Вот именно - лично мне неизвестно, было ли присуще ему обаяние и другие качества, которые располагают к себе людей. Но, вероятно что - то было, раз человек достиг такого положения. Он страдал вроде лёгочным заболеванием, слабого телосложения Возможно здесь даже идет речь о чахотке, где-то я читала и эту версию...
Huldra , о-па!!! А вот что мне в голову пришло - а как же прострелянная щека???? Где на маске рана и всё такое? У него же, вроде, даже челюсть отваливалась и её приходилось подвязывать! Черты лица по-любому должны быть искажены, а тут - ничего подобного?!!!
Admiral zur SeeА вот что мне в голову пришло - а как же прострелянная щека???? Где на маске рана и всё такое? А...а я об этом еще год назад подумала. Хотела сегодня написать, да тут с привлекательностью и отвлеклась Да, где отваливающаяся челюсть, гражданин прокурор? * кстати, в фильме это очень хорошо показано* Может это и не маска Р.?
Может это и не маска Р.? - ага, китайская подделка *шутка юмора*
Вот то-то и оно... что-то тут не так... Да и потом - ну, ладно Марат... И маску с него снимали и всё такое (кстати, вы увидели разницу в масках? Маратовская более похожа на лицо мёртвого человека...) - канонизированный герой, ему все почести и в том числе посмертный слепок! А Робеспьер? По быстренькому кинули в гроб и закопали... Я много раз читала описание казни, но нигде не видела описания сцены со снятием гипсовой маски. А почему тогда не сняли маску с С-Ж и Кутона? Вам не кажется, что... кхм... кто-то просто впоследствии решил подзаработать на громком имени? Что-то вроде знаменитых 83 зубов святой Януарии?
Admiral zur SeeА Робеспьер? По быстренькому кинули в гроб и закопали А был ли мальчик гроб? Не слыхала, чтобы гильотинируемых по сотне на день, укладывали бы в отдельный ящик, не те времена это были. Впрочем, не берусь утверждать. И Алданов в своем " Девятое термидора" подчеркивает, что казненных просто кидали в ров и засыпали известью. но нигде не видела описания сцены со снятием гипсовой маски. А почему тогда не сняли маску с С-Ж и Кутона? Действительно, и я такого описания не встречала. Сегодня специально прочитала о мадам Тюссо - нет, и там ничего об этом не говорится. Единственное, что она сама договаривалась с палачами и лепила маски с казненных аристократов и революционеров. Ну с Кутона ладно - не велика птица была, а вот с Сен - Жюста... действительно странно, почему с него не была снята маска.Вам не кажется, что... кхм... кто-то просто впоследствии решил подзаработать на громком имени? Кажется...Только откуда маска - то, вот в чем вопрос?
Huldra , Р. казнили последним - помните, как у Алданова? (конечно, может это и худ. вымысел, надо бы у EleonoreD повыспросить) Гловы казненных из корзины не убирали, и в последний миг жизни Р. видел именно их... если, конечно, был в сознании - так откуда столь спокойное выражение лица? Хм...
Admiral zur See У Алданова, конечно, масса недочетов в его романе, но...насчет того, что Р. в последние секунды жизни видел головы друзей в корзине - это действительно так.так откуда столь спокойное выражение лица? Помните, у того же Алданова - он ждал встречи со своим учителем Руссо. Вот вам и ответ на вопрос
Huldra: И кстати, есть еще другие варианты посмертных масок Р., виденных мною ранее.
Их минимум две - и вот эта как раз из музея мадам Тюссо, как она выглядела в начаде 60-х:
- в сети можно найти современные фотографии из ее музея, но нынешний вариант мне - головы, насаженные на пики - мне не очень по душе... - И здесь, Admiral zur See, определенно видно, Где на маске рана и всё такое...
А вот на щеках - оспины - для того времени настолько привычно - что в очень-очень малой степени сказывается на общем впечатлении от внешности: известно немало признанных красавиц Галантного века, чьё лицо было тронуто оспой... (не смешивать с "изрыто оспой", как, скажем, у Мирабо или Дантона - все ж впечатление будет очень разным )
Huldra: Не понимаю, почему многим писателям - историкам вздумалось изображать его с такой негативной стороны. - "Черная легенда" творилась после Термидора вполне целенаправленно, и при этом разные авторы наделяли Робеспьера не совпадающими негативными чертами - соединение которых делает персонажа попросту невозможным... - В то же время, похоже сотворение этой "черной легенды" было одной закономерных (и возможно - необходимых) составляющих перехода из состояния Революции - в обычную стабильную жизнь... - Об этом достаточно убедительно пишет Бронислав Бачко в книге "Как выйти из террора"...
Admiral zur See: Марат... - канонизированный герой, ему все почести и в том числе посмертный слепок! - Замечу, что маски скульпторы снимали и с живых людей - дабы добиться максимального сходства с портретируемым; так, в частности, нередко работал великий Гудон... - Ну а происхождение этих двух масок Робеспьера - так достоверно и неизвестно... - Но если мадам Тюссо действительно договорилась с палачем, времени у нее было в обрез, только на одну: не просто так казненных (начиная с Людовика XVI) хоронили в тот же день, засыпая негашеной известью - дабы их останки не могли сделаться предметом поклонения, культа... - Робеспьер, кстати, был казнен предпоследним, последним был Флерио-Леско... - Ну и - Huldra, гильотинируемых по сотне на день - не было: самая массовая казнь состоялась 11 термидора - 76 человек; было два-три раза около пятидесяти... - этого и без того достаточно много, чтобы еще преувеличивать...
EleonoreD Спасибо за интересные и обстоятельные пояснения. Эту маску, выложенную Вами, я и имела ввиду. Спасибо. самая массовая казнь состоялась 11 термидора - 76 человек; Я, естесственно, преувеличила, так как такими подробными данными, увы, не располагаю.
manon-r В Киеве.Года два назад как открыли музей и там маски периодически меняется. Кстати там и висит под маской Робеспьера забавная подпись что его брат Огюстен сбежал с гильотины в Киев
Поэтому, спасибо, что перекинула эти сайты в сообщество, думаю, многим будет интересно ознакомиться.
Но здесь да - привлекает особенно, ничего не могу сказать...
Вот как это понять и расценить?
Встретился с Верховным Существом?
Да, судя по маске, он был привлекательным человеком. Я этого даже и не ожидала.
Да, судя по маске, он был привлекательным человеком. Я этого даже и не ожидала Да и на портретах он весьма привлекателен. Не понимаю, почему многим писателям - историкам вздумалось изображать его с такой негативной стороны. Меня это всегда удивляло: смотришь на портреты - привлекательный человек, читаешь о нем - наверное зверя библейского и то краше изображали.
В общем, кто там разберёт, что было на самом деле. Он страдал вроде лёгочным заболеванием, слабого телосложения... Ых...
В общем, кто там разберёт, что было на самом деле Вот именно - лично мне неизвестно, было ли присуще ему обаяние и другие качества, которые располагают к себе людей. Но, вероятно что - то было, раз человек достиг такого положения.
Он страдал вроде лёгочным заболеванием, слабого телосложения Возможно здесь даже идет речь о чахотке, где-то я читала и эту версию...
Да, где отваливающаяся челюсть, гражданин прокурор? * кстати, в фильме это очень хорошо показано* Может это и не маска Р.?
Вот то-то и оно... что-то тут не так... Да и потом - ну, ладно Марат... И маску с него снимали и всё такое (кстати, вы увидели разницу в масках? Маратовская более похожа на лицо мёртвого человека...) - канонизированный герой, ему все почести и в том числе посмертный слепок! А Робеспьер? По быстренькому кинули в гроб и закопали... Я много раз читала описание казни, но нигде не видела описания сцены со снятием гипсовой маски. А почему тогда не сняли маску с С-Ж и Кутона?
Вам не кажется, что... кхм... кто-то просто впоследствии решил подзаработать на громком имени? Что-то вроде знаменитых 83 зубов святой Януарии?
мальчикгроб? Не слыхала, чтобы гильотинируемых по сотне на день, укладывали бы в отдельный ящик, не те времена это были. Впрочем, не берусь утверждать. И Алданов в своем " Девятое термидора" подчеркивает, что казненных просто кидали в ров и засыпали известью.но нигде не видела описания сцены со снятием гипсовой маски. А почему тогда не сняли маску с С-Ж и Кутона? Действительно, и я такого описания не встречала. Сегодня специально прочитала о мадам Тюссо - нет, и там ничего об этом не говорится. Единственное, что она сама договаривалась с палачами и лепила маски с казненных аристократов и революционеров. Ну с Кутона ладно - не велика птица была, а вот с Сен - Жюста... действительно странно, почему с него не была снята маска.Вам не кажется, что... кхм... кто-то просто впоследствии решил подзаработать на громком имени? Кажется...Только откуда маска - то, вот в чем вопрос?
И кстати, есть еще другие варианты посмертных масок Р., виденных мною ранее.
Их минимум две - и вот эта как раз из музея мадам Тюссо, как она выглядела в начаде 60-х:
- в сети можно найти современные фотографии из ее музея, но нынешний вариант мне - головы, насаженные на пики - мне не очень по душе... - И здесь, Admiral zur See, определенно видно, Где на маске рана и всё такое...
А вот на щеках - оспины - для того времени настолько привычно - что в очень-очень малой степени сказывается на общем впечатлении от внешности: известно немало признанных красавиц Галантного века, чьё лицо было тронуто оспой... (не смешивать с "изрыто оспой", как, скажем, у Мирабо или Дантона - все ж впечатление будет очень разным
Huldra: Не понимаю, почему многим писателям - историкам вздумалось изображать его с такой негативной стороны.
- "Черная легенда" творилась после Термидора вполне целенаправленно, и при этом разные авторы наделяли Робеспьера не совпадающими негативными чертами - соединение которых делает персонажа попросту невозможным... - В то же время, похоже сотворение этой "черной легенды" было одной закономерных (и возможно - необходимых) составляющих перехода из состояния Революции - в обычную стабильную жизнь... - Об этом достаточно убедительно пишет Бронислав Бачко в книге "Как выйти из террора"...
Admiral zur See: Марат... - канонизированный герой, ему все почести и в том числе посмертный слепок!
- Замечу, что маски скульпторы снимали и с живых людей - дабы добиться максимального сходства с портретируемым; так, в частности, нередко работал великий Гудон... - Ну а происхождение этих двух масок Робеспьера - так достоверно и неизвестно... - Но если мадам Тюссо действительно договорилась с палачем, времени у нее было в обрез, только на одну: не просто так казненных (начиная с Людовика XVI) хоронили в тот же день, засыпая негашеной известью - дабы их останки не могли сделаться предметом поклонения, культа... - Робеспьер, кстати, был казнен предпоследним, последним был Флерио-Леско... - Ну и - Huldra, гильотинируемых по сотне на день - не было: самая массовая казнь состоялась 11 термидора - 76 человек; было два-три раза около пятидесяти... - этого и без того достаточно много, чтобы еще преувеличивать...
самая массовая казнь состоялась 11 термидора - 76 человек; Я, естесственно, преувеличила, так как такими подробными данными, увы, не располагаю.
Кстати первый довольно таки смотрится приятным молодым человеком...Почти
Кстати там и висит под маской Робеспьера забавная подпись что его брат Огюстен сбежал с гильотины в Киев