Из лекций профессора по зарубежной литературе Бента Марка Иосифовича


Для многих современников самоубийство Клейста, это трагическое событие, было показателем безответственного самоуправства, дерзкого романтического своеволия. Спустя 13 лет Гете еще раз высказывается о Клейсте: «содрогание и отвращение, хорошо задуманные природой, но охваченные неизлечимым недугом тела». Для Гете романтизм оставался синонимом болезни, хотя романтики (особенно ранние) просто боготворили Гете.

Самоубийство Клейста добавляет последний штрих в его судьбе, которая во многих проявлениях предстает как образец романтического существования, характерной первоосновой его является конфликт личности с окружающим миром. Конфликт подтверждается наблюдениями о жизни Клейста. Будущий поэт рано остался без родителей, воспитывался в кадетском корпусе. Почти ребенком в 13 лет принял участие в Майнской кампании против революционной Франции в 1792 году. Отвращение к военной профессии и феодальной армии, которая представляется ему «ожившим монументом тирании» заставило его вскоре подать в отставку. Вопреки настояниям родственников, он отвергает расчетливость при выборе жизненного пути, которая была ему навязана обстоятельствами. Так Клейст выбрал писательство.
Через несколько лет французские власти арестовывают его по подозрению в шпионаже. 7 месяцев Клейст проводит как пленник крепости Фор-де-Жур в Юрских горах и в Шалоне на Марне.
читать дальше
ЖАНРОВАЯ ДИНАМИКА НОВЕЛЛЫ КЛЕЙСТА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ (Глава из книги Бента М.И. «Немецкий романтизм»)

читать дальше

@темы: литература, Клейст, немецкий романтизм, лекции

Комментарии
08.07.2008 в 23:15

va-va-voom Большое спасибо ))) Очень интересно.)))
Я, как модератор, спрятала еще часть под морем, чтобы те, у кого много Избранных, не сетовали, что мы заняли френд-ленты.
08.07.2008 в 23:21

va-va-voom Присоединюсь к предыдущему оратору - действительно очень интересно..."Кого демон держит в руках, того он отрывает от действительности", - сказал Стефан Цвейг о немецких поэтах XVIII - XIX веков Гёльдерлине, Клейсте и поэте и философе Ницше - «скитальцах», «отверженных», «чудаках». Искусство они ставили выше жизни, поэзию выше действительности. Поэтому и судьба их трагична.
09.07.2008 в 00:21

Huldra по мнению Цвейга, в искусстве заложено демоническое начало?
rosarosa :goodgirl:
09.07.2008 в 00:24

va-va-voom Выходит что так. Но он, вероятно, имел ввиду не все искусство, как таковое, а только его романтическую направленность.
09.07.2008 в 11:06

va-va-voom Huldra Сущностью романтизма, как вы знаете был поиск иной -подлинной, высшей - реальности , скрытой за видимостью нашего мира. А Цвейг мог иметь в виду ( я не помню контекста) демона не в средневековом, а в античном смысле - дух , гений , вдохновляющая сила. Платон писал о "демоне Сократа" - вот, может, и тут не обязательно темная сила, а просто потустороняя.
09.07.2008 в 13:59

tes3m А Цвейг мог иметь в виду ( я не помню контекста) Эссе Цвейга, если ты помнишь, называется " Борьба с демоном".Насчет античного смысла я с тобой не совсем согласна. Почитай вот эту статью,если еще не читала, довольно познавательно:www.intrada-books.ru/mahov/demonicheskoe.htmlе
09.07.2008 в 14:01

Huldra Не раскрывается.(
09.07.2008 в 14:15

Статьи А.Е.Махова из Литературной энциклопедии терминов и понятий. М.: ИНИОН РАН, 2001:
читать дальше
09.07.2008 в 14:15

читать дальше
09.07.2008 в 14:21

(греч. daimon — божество, дух но вот об этом аспекте, кроме определения, ничего нет.Дьявол (демон) в романтизме и символизме становится выразителем бунтарского богоборчества и мировой скорби и даже берет на себя роль заступника за человечество перед Богом, разоблачая жестокость и ничтожество созданного Богом мира. Но это непохоже на Клейста, так что я все же не поняла, что имел в виду Цвейг.
09.07.2008 в 14:27

tes3m Цвейг адресует свое эссе не конкретно Клейсту, а немецким поэтам - романтикам и философам вообще.
09.07.2008 в 14:41

Huldra Но он имел в виду именно темную силу или нечто потустороннее, но не обязательно злое?
09.07.2008 в 15:15

tes3mМожет немного не по теме, но вот что конкретно пишет Цвейг в своем эссе "Ф. Ницше", в разделе, посвященному Канту:"... Иммануил Кант живет с познаванием как с законной женой, с которой он
сожительствует в течение сорока лет, на одном и том же духовном ложе
зачинает и приживает целое поколение немецких философских систем, до сих пор
доживающих свой век в нашем мире. Его отношение к истине можно определить
как строгую моногамию и этот принцип унаследовали все его духовные сыновья -
Шеллинг, Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Их влечение к философии лишено и намека
на демонизм: это - воля к высшему порядку, к системе, честная немецкая воля
к дисциплине духа, к архитектонической упорядоченности бытия. Они любят
истину простой, спокойной, неизменно постоянной любовью: в этой любви нет и
следа эротики, жажды поглотить и быть поглощенным; истина для них - супруга
и прочно обеспеченное достояние, принадлежащее им до гробовой доски, и ни
разу они не нарушили супружеской верности..."
09.07.2008 в 15:18

Huldra Ну да, это связано с античным пониманием, тем более тут и Ницше... воля к высшему порядку, к дисциплине духа

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии