Из лекций профессора по зарубежной литературе Бента Марка Иосифовича
Для многих современников самоубийство Клейста, это трагическое событие, было показателем безответственного самоуправства, дерзкого романтического своеволия. Спустя 13 лет Гете еще раз высказывается о Клейсте: «содрогание и отвращение, хорошо задуманные природой, но охваченные неизлечимым недугом тела». Для Гете романтизм оставался синонимом болезни, хотя романтики (особенно ранние) просто боготворили Гете.
Самоубийство Клейста добавляет последний штрих в его судьбе, которая во многих проявлениях предстает как образец романтического существования, характерной первоосновой его является конфликт личности с окружающим миром. Конфликт подтверждается наблюдениями о жизни Клейста. Будущий поэт рано остался без родителей, воспитывался в кадетском корпусе. Почти ребенком в 13 лет принял участие в Майнской кампании против революционной Франции в 1792 году. Отвращение к военной профессии и феодальной армии, которая представляется ему «ожившим монументом тирании» заставило его вскоре подать в отставку. Вопреки настояниям родственников, он отвергает расчетливость при выборе жизненного пути, которая была ему навязана обстоятельствами. Так Клейст выбрал писательство.
Через несколько лет французские власти арестовывают его по подозрению в шпионаже. 7 месяцев Клейст проводит как пленник крепости Фор-де-Жур в Юрских горах и в Шалоне на Марне.
читать дальше
Полное отчуждение между Клейстом и миром повседневности, обывательской морали плюс неудовлетворенность любой реальностью, максимальные притязания к себе и другие характерны для романтиков «нетерпения сердца». Клейст рано понял, к каким последствиям может привести этот разрыв. «Это моя прирожденная беда…не уметь воспользоваться настоящим и всегда находиться в том месте, где меня нет и в такое время, которое либо прошло, либо еще не наступило». Особенно ярко разрыв обнаружился в тот момент, когда были исчерпаны все варианты жизненной цел, когда мысль о героическом служении родине столкнулась с фактом национального предательства: Фридриж Вильгельм III заключил альянс с Наполеоном. «У ворот то время… когда гражданские добродетели могут привести на виселицу», - Клейст.
Личные качества Клейста, неуравновешенность натуры, особенности происхождения и воспитания способствовали трагическому завершению его жизни.
Писательская судьба Клейста сложилась несчастливо. Ободренный похвалами Виланда, увидевшего в ранних опытах писателя дух Софокла и Шекспира, Клейст намеревался вступить в литературу с триумфом. Однако произведение, на которое он возлагал большие надежды, трагедия «Роберт Искар» осталась незавершенной, было уничтожено автором. Сохранился лишь фрагмент, восстановленный по памяти. Постановка комедии «Разбитый кувшин» в Веймарском театре провалилась. Клейст винил в этом Гете, разбившего пьесу на три длинных акта, он даже хотел вызвать Гете на дуэль. В письмах одному из друзей Клейста, Адама Миллеру, Гете объясняет свои претензии к этой пьесе. По словам Гете, она принадлежит «невидимому театру»: автор переносит действие за пределы сцены, превращая его в искусственный диалог, а надо бы развернуть событийный ряд в реальном плане. Представление состоялось 2 марта 1788 г., это был настоящий скандал, зрители свистели. Клейст жалуется на обывательский уровень современной драмы, Гете отвечает, что готов сказать каждому начинающему поэту: «Доказывай реально свои таланты».
Перед смертью Клейст писал невесте: «Если бы все люди вместо глаз имели зеленые стекла, им казалось бы, что все предметы окрашены в зеленый цвет. То же относится и к разуму». Для Клейста утрата веры в истину было моральной и психологической катастрофой. Остальные пьесы Клейста при жизни автора вообще не увидели сцены. Это относится к пьесам «Амфитреон» и «Пентезилея». Даже долгое время спустя, пьесы Клейста вызывали недоверие Гейне. Однако потомки по достоинству оценили их своеобразие и эмоциональный надрыв. Клейст в настоящее время известен как драматург, однако не стоит забывать о его новеллах, которые были созданы незадолго до смерти автора.
ЖАНРОВАЯ ДИНАМИКА НОВЕЛЛЫ КЛЕЙСТА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ (Глава из книги Бента М.И. «Немецкий романтизм»)
читать дальшеПосмертная слава Клейста-драматурга, автора патриотических пьес, долго оставляла в тени его новеллистику, И позитивные оценки (Гофман, Гейне, Брандес) и критические суждения (Гёте, Арним, Тэн) о новеллах Клейста носили односторонний характер. Среди работ о новеллистике писателя преобладают конкретные исследования, посвященные замкнутому анализу отдельных произведений (например, работы Г. Фрикке и Б. фэн Визе о “Михаэле Кольхаасе”, Э. Штайгера о “Локарнской нищенке” и т, п.), а также исследования, рассматривающие новеллы Клейста с точки зрения композиции, стиля или сюжетных мотивов (работы В. Кайзера, Г. Вейганда, М. Линцеля и др.). Более непосредственно проблемы жанрового своеобразия новеллистики Клейста затрагиваются в трудах по истории новеллы (Э. К. Беннет, И. Клейн, Г. Химмель, Ф. Локкеман, Г. Понгс), а такие в интересных статьях Н. Я. Берковского и В. Мюллера-Зайделя, которому принадлежит целый ряд работ о Клейсте.
Попытки найти обобщенное определение для новеллы Клейста не дали ощутимых результатов, но при этом были высказаны ценные и убедительные соображения, в частности, о ее драматизме и метафоричности. Еще Гейне назвал Клейста “поэтом по преимуществу пластического склада” [15, IX, с. 419]. Почти ни одно исследование о новеллах Клейста не обходится без указания на их драматический характер. Однако объяснение этого драматизма представляется недостаточным: в одних случаях специфику жанра выводят из противоречивости Клейста как личности (Ф. Штрих, Ф. Виткоп, И. Клейн), в других “драматизм” связывают с некоторыми формальными признаками, свойственными новелле вообще, либо со стилистическими особенностями прозы Клейста (А. Вильбрандт, П. Клукхон, Э. Штайгер).
Напряженный драматизм, выделяющий новеллы Клейста, имеет, по нашему убеждению, двойные корни: он проистекает из специфики действительности и из клейстовской концепции личности. Действительность, современником и свидетелем которой был поэт, — это величайшая из европейских революций прошлого, это наполеоновские войны и крушение феодализма в Европе. Уже было показано (Г. А. Корф, Б. фон Визе), что “взрывчатые ситуации “представительствуют” в новеллах Клейста за весь миропорядок. Важно отметить еще одну особенность: Клейст произвел радикальную перемену в структуре новеллы, устранив так называемую “раму” и сделав события “большого мира” непосредственным источником трагических коллизий.
Другой источник драматизма — романтическая концепция личности, находящейся в конфликте с миром и предстающей в новеллах Клейста чаще всего в момент выбора, напряжения внутренних сил. “Репрезентативный” характер коллизий и образов придает новеллам Клейста обобщенность, о которой по-разному говорят Беннет, Понгс, Берковский, Шнейдер. В творчестве Клейста новелла перестает быть “частной” историей, становится “метафорой”, “моделью”, “типом” истории человечества и приближается к трагедии.
Структура новелл Клейста отразила ряд факторов его духовного развития, которые нашли свое выражение также в знаменитой статье “О театре марионеток”. Ее основная мысль иносказательно выражена в итоговом суждении: “Нужно вторично вкусить от древа познания, чтобы вновь обрести невинность”. В соответствии с этим новеллы Клейста показывают рождение индивидуалистического сознания в условиях становящейся, по существу революционной, действительности, кризис этого сознания и обращение к внеличному началу (родина, вера). Такова и структура почти всех новелл, складывающаяся из исходной позиции, момента кризиса (выбора) и поисков выхода. Отдельные произведения акцентируют разные моменты: либо активное противостояние личности и мира (и тогда драматизм фиксируется в точке их столкновения: “Найденыш”, “Землетрясение в Чили”), либо1 кризис личностного начала, свободы воли (и тогда драма происходит в душе героя: “Маркиза д'О.”, “Михаэль Кольхаас”, отчасти “Обручение на Сан-Доминго”), либо отказ от личностного начала в пользу мистики и веры (и тогда драматизм становится невозможен, как в “Поединке”, “Локарнской нищенке”, “Св. Цецилии”), Границы между этими группами очень условны: произведения создавались в короткий промежуток времени (пять лет) и отразили разные грани кризиса романтического сознания.
Клейстом написано восемь новелл, большая часть которых была напечатана одновременно в конце его жизни. Это затрудняет датировку. Исследовать логику развития жанра новеллы у Клейста — значит в какой-то мере пролить свет и на вопросы хронологии <...>
Определение “новелла судьбы”, распространяемое некоторыми исследователями на все повествовательные произведения Клейста, особенно охотно применяется к новеллам “Найденыш” и “Землетрясение в Чили”. Клейст, вынесший из “кризиса в связи с Кантом” убеждение в непознаваемости окружающего мира, демонстрирует здесь хаос и непостижимость действительности: чреда трагических событий отмечает развитие сюжета в “Найденыше”; колебания от отчаяния к надежде, от спасения к гибели характеризуют содержание “Землетрясения в Чили”. Таинственный рок неизменно разрушает все планы и намерения героев. Человеческий разум не в силах проникнуть в загадочность жизни. Источником драматизма являются в этих новеллах не душевные конфликты, а столкновение цельных натур с непостижимыми явлениями действительности. Таким образом, мысль о господстве “рока”, “судьбы” действительно играет в этих новеллах существенную роль, однако определяющим для их структуры оказывается представление о свободе воли, об абсолютном характере человеческого поведения. Хаос мира еще более оттеняет свободу выбора, которая доступна человеку, так как этот выбор носит трагический характер...
Я, как модератор, спрятала еще часть под морем, чтобы те, у кого много Избранных, не сетовали, что мы заняли френд-ленты.
rosarosa
читать дальше
сожительствует в течение сорока лет, на одном и том же духовном ложе
зачинает и приживает целое поколение немецких философских систем, до сих пор
доживающих свой век в нашем мире. Его отношение к истине можно определить
как строгую моногамию и этот принцип унаследовали все его духовные сыновья -
Шеллинг, Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Их влечение к философии лишено и намека
на демонизм: это - воля к высшему порядку, к системе, честная немецкая воля
к дисциплине духа, к архитектонической упорядоченности бытия. Они любят
истину простой, спокойной, неизменно постоянной любовью: в этой любви нет и
следа эротики, жажды поглотить и быть поглощенным; истина для них - супруга
и прочно обеспеченное достояние, принадлежащее им до гробовой доски, и ни
разу они не нарушили супружеской верности..."