Александр Чудинов
На руинах памяти: о новейших российских изданиях по истории Французской революции XVIII в.
читать дальше

@темы: книги

Комментарии
04.07.2008 в 13:01

"Слишком много нот, мой дорогой Моцарт", букофф то есть :), но очень - очень интересно. Спасибо за интересные и актуальные на сегодняшний день материалы. Статья такова, что здесь можно разбирать и анализировать практически каждый абзац...
04.07.2008 в 13:42

Существует не так много сюжетов, в разработке которых российские историки Французской революции могли бы на равных конкурировать со своими французскими коллегами. Это обусловлено, прежде всего, неодинаковыми у тех и других возможностями доступа к соответствующим архивам: Что уж о нас , простых людях, говорить...
04.07.2008 в 13:53

tes3m В ходе дискуссии выяснилось, что ведущие на сегодняшний день французские специалисты по истории Революции хорошо знают и высоко ценят, с одной стороны, труды представителей “русской школы” конца XIX — начала ХХ в. — Н.И. Кареева, И.В. Лучицкого и Е.В. Тарле, с другой — появившиеся в 1960—1970-е гг. исследования советских ученых, прежде всего В.М. Далина и А.В. Адо. А вот работы советских историков 1920—1930-х гг., напротив, не только не находят никакого отклика в современной французской историографии, но и напрочь ею забыты. Вот это достаточно интересный момент...Вопрос - почему?
04.07.2008 в 14:05

Huldra Не знаю. А ты как думаешь?
04.07.2008 в 14:15

tes3mСложно сказать...Но здесь можно попробовать ответить словами того же А. В. Адо, о котором ты уже упоминала:"... Такая концепция была выработана (отчасти и официально "декретирована") в конце 20-х - 30-е годы; она доминировала в нашей литературе вплоть до конца 60-х, а во многом - до начала 80-х гг. В целом, эта концепция шла в русле "классической" интерпретации французской революции, характерной для демократической, прежде всего марксистской историографической традиции. Труды, созданные советскими историками, поставили целый ряд новых проблем и обогатили знания о Французской революции. Но мой сегодняшний взгляд - преимущественно критический; я хочу отметить некоторые черты советской историографии революции, обусловленные и характером нашего исторического мышления того времени, и той ситуацией, в которой находилась историческая наука.

Отмечу, во-первых, упрощенное, прямолинейное применение принципа классового подхода к изучению и осмыслению Французской революции. Поскольку революция была буржуазной, на первый взгляд выдвигался критерий "буржуазной ограниченности". В начале 30-х годов был выдвинут и директивный тезис о том, что главная задача советских историков при создании учебников по новой истории - показать коренную противоположность между революцией буржуазной и социалистической (соответственно, между революциями Французской и Октябрьской). Все это наложило печать на анализ и историческую оценку целого ряда важнейших актов и институтов, созданных Французской революцией, в том числе - знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Основной акцент делался на том, что среди провозглашенных ею прав человека утверждалось и право собственности, считались чисто формальными, "абстрактными", такие права личности как свобода, безопасность, сопротивление угнетению, презумпция невиновности.

Второе, что надо отметить - над советской историографией Французской революции с момента ее становления довлела прямая или мысленно подразумевавшаяся аналогия с Октябрьской революцией (при том, что неизменно подчеркивалась их противоположность) и с последующей историей нашей страны. Такая установка вела к тому, что наиболее прогрессивными, заслуживающими особого внимания, казались те аспекты ее истории, которые хотя бы внешне перекликались в позитивном плане с Октябрьской революцией. Этот подход на десятилетия определил ориентацию исследований. В центре внимания до самого последнего времени находились, с одной стороны, крайне левый фланг Французской революции, наиболее радикальные политические течения и идеи, с другой - массовые народные движения. Мoжно сказать, что мы изучали Французскую революцию почти исключительно "снизу" (говоря словами Ж.Лефевра) и с ее левого фланга. В этой области сделано много; однако односторонность научной ориентации суживала, обедняла и поле исследования и общее видение революции, лишало его необходимой целостности.

Третья особенность нашей историографии Французской революции, тесно связанная с предыдущей - привилегированное место, которое занимали в ней якобинский период, сами якобинцы и якобинизм. Здесь, несомненно, работали отмеченные выше аналогия с Октябрьской революцией, а также и восходящая к началу века аналогия между якобинцами и большевиками. Естественно, такой подход диктовал чрезвычайно высокую историческую оценку якобинской диктатуры (критике подвергалась, в основном, "классовая ограниченность" якобинцев, их приверженность идее неприкосновенности частной собственности), делал из якобинской республики точку отсчета, критерий для оценки других политических течений и периодов революции. Характерно, что в школьном учебнике 1933 г. (с некоторыми изменениями он действовал до 1970-х годов) именно якобинская диктатура рассматривалась как наивысшее достижение Французской революции: "В результатах деятельности этой первой в истории диктатуры народных низов и заключается громадное историческое значение Великой французской революции". Все это обусловило своеобразный "якобиноцентризм" советской историографии - многие десятилетия история якобинской диктатуры оставалась в ней темой ? .

К началу 80-х годов в среде советских историков стали нарастать неудовлетворенность состоянием изучения у нас Французской революции, стремление к его обновлению, к пересмотру целого ряда устоявшихся подходов и укоренившихся оценочных стереотипов. Импульс к этому был двояким. Во-первых, он шел изнутри самой науки. Я имею в виду громадное накопление новых знаний, которые не укладывались в устоявшиеся точки зрения, а также острые дискуссии в международной историографии во второй половине 60-х - 70-е годы, в ходе которых были поставлены под вопрос все основные постулаты "классической", прежде всего марксистской интерпретации Французской революции. С развитием процесса перестройки возник и мощный импульс к поиску новых подходов к Французской революции, идущий из общества. Мы заново осмысливаем историю Октябрьской революции. Все это неизбежно обостряет интерес и к революции Французской - напомню, что утвердившарся в конце 20-х - 30-е гг. в нашей литературе ее концепция складывалась в определенной зависимости от утверждавшейся тогда же концепции Октябрьской революции. Нельзя не учитывать и формирование в наши дни нового политического мышления с его акцентом на общечеловеческие ценности, обостренным внимением к этическим началам в политике. Весь этот строй мышления также вызывает потребность заново обдумать опыт великих революций прошлого, в том числе Французской, с ее жестко-насильственными, кровавыми формами исторического творчества."

04.07.2008 в 14:27

упрощенное, прямолинейное применение принципа классового подхода к изучению и осмыслению Французской революции;.аналогия с Октябрьской революцией ;привилегированное место, которое занимали в ней якобинский период, сами якобинцы и якобинизм. - да, похоже, что дело а этом. Очень специфический подход, потому и не был принят французами.Читатель книги имеет возможность совершить вместе с автором увлекательное путешествие в мир традиционных верований, представлений и обычаев сельских жителей Нижнего Пуату и убедиться, что “черная легенда” о какой-то особой “дремучести”, каком-то особом фанатизме населения региона, получившего при Революции печальную известность как департамент Вандея, не имеет под собой никаких реальных оснований. а ведь Гюго с Бальзаком поддерживали эту легенду.
04.07.2008 в 14:35

а ведь Гюго с Бальзаком поддерживали эту легенду. Гюго - да, а Бальзак? Не напомнишь - где?
04.07.2008 в 14:39

"Шуаны" - я любила этот роман в 10 лет.
04.07.2008 в 14:52

tes3m Да, точно " Шуаны"...Очень давно читала :).

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии