ссылка на изображениеtov.lenin.ru/gallery/desktop/robespierre.jpg
eitne.livejournal.com/387994.html?thread=792181...
Перепостила запись с ЖЖ сюда.Некогда из "Энциклопедии Смерти" я отсканировала посмертную маску Робеспьера; кажется, в ЖЖ ее не выкладывала. Резона не было ) И вот, недавно мне переписали архив разных рисунков, портретов и пр. живописи, связанной с Французской Революцией, в числе всего остального там была фотография посмертной маски Робеспьера. Кажется, все той же, что и в "Энциклопедии Смерти", но снятой в несколько ином ракурсе.
Разные варианты наводят на разные размышления. Тот вариант меня навел на мысли о том, как мертвое лицо сохраняет след внешнего воздействия на дух - отпечаток "невинноубиенности" лежал на этом снимке и дело даже не в "выражении лица", которое уже отсутствует. Этот вариант - практически, прямое указание на то, куда ушел этот человек, закрыв за собою двери плотного мира, так сказать .
На самом деле, несколько месяцев моей работы в морге в 1990-е годы мне многое дали в смысле постижения "тени смерти", "отпечатка отсутствия" и прочих " внешних указателей направления" на дальнейшее движение реципиента в вечности. У иных бывали лица видевших Сияние в последние секунды, иные лица хранили отпечатки осознания и неосознания былых жизненных ошибок (очень интересно на мертвом лице видеть отпечаток последних поисков Ответа), иные "отправились в ад"; по мертвым лицам прекрасно видно, насколько человек был привязан или не привязан к своей плоти, к жизненным благам и неудачам (и такой род привязанности вполне себе имеет место быть). И всегда видно, куда ушел человек.
В этом смысле посмертная маска Робеспьера - и ответ, и некоторое утешение тем, кому этот персонаж/человек дорог
Маска