22:09 

О романтизме в "Истории красоты" под редакцией Умберто Эко.

«Романтизм» — термин, обозначающий не столько исторический период или конкретное художественное течение, сколько совокупность характеров, подходов и чувств, своеобразие которых заключается в их специфической природе, а главное — в их оригинальных отношениях. В самом деле, оригинальны определенные аспекты романтической Красоты, хотя тут нетрудно найти предшественников и предвестников: Красота Медузы, например, гротескная, тревожная, меланхоличная, бесформенная. Но в первую очередь оригинальна связь между различными формами, продиктованная не разумом, но чувством и разумом вместе, связь, нацеленная не на то, чтобы снять противоречия или разрешить антитезы (конечное — бесконечное, целое — часть, жизнь — смерть, ум — сердце), но собрать их в единое целое, составляющее истинную новизну Романтизма. То, как описывает сам себя поэт Уго Фосколо, — отличный пример самовосприятия романтического человека: Красота и меланхолия, сердце и разум, задумчивость и импульсивность дополняют друг друга. Однако тут надо быть осторожным и не воспринимать эпоху, когда жил Фосколо, — зажатую между Революцией и Реставрацией, неоклассицизмом и реализмом, — периодом проявления романтической Красоты. Ведь эта Красота, присущая бледным, изможденным лицам, Красота, из-за которой, почти не таясь, выглядывает Смерть, была широко представлена еще у Тассо и просуществовала до конца XIX в., когда Д'Аннунцио переосмыслил в зловеще потустороннем ключе Джоконду Леонардо. Итак, романтическая Красота выражает состояние души, которое в разных контекстах описано у Тассо и Шекспира и встречается снова у Бодлера и Д'Аннунцио; порожденные этим состоянием души формы повторятся, в свою очередь, у сюрреалистов с их сновидческой Красотой и в китче модернизма постмодернизма с его тягой ко всему мрачному и беспросветному.


@темы: романтизм

Комментарии
2008-08-27 в 23:01 

Интересный фрагмент. Вообще, о романтизме можно говорить до бесконечности, тема просто безгранична. И о роли поэта...Ведь определяющая черта романтизма – его приверженность высшему принципу, представителем и выразителем которого является поэт. Этот принцип не может быть выражен профанным языком; поэзия – единственное средство приблизиться к Абсолюту, причаститься высшей гармонии. Отсюда вытекают основные признаки романтизма: культ свободы, приоритет интуиции над логикой, воображения – над реальностью, красоты – над пользой. Отсюда же – представление о жреческой роли поэта, мистериальное истолкование его жизни. Даже самый скромный поэт романтического склада, который никогда в жизни не осмелился бы проповедовать или пророчить, в глубине души уверен, что он отмечен свыше и его призвание священно...

2008-08-28 в 12:54 

tes3m
Даже самый скромный поэт романтического склада, который никогда в жизни не осмелился бы проповедовать или пророчить, в глубине души уверен, что он отмечен свыше и его призвание священно... Да, и отсюда же отвержение "низких жанров", т.е. развлекательных...

2008-08-28 в 12:55 

Да, и отсюда же отвержение "низких жанров", т.е. развлекательных... Точно...

2008-08-28 в 12:57 

Huldra Но постмодернизм, как ты знаешь, это отверг.)

2008-08-28 в 23:11 

tes3mВозможно постмодернизм это и отверг, но вот Г. А. Фролов в своей статье, посвященной романтизму и посмодернизму имеет свои соображения на этот счет: "... Попытка поставить рядом романтизм , относительно законченную и сформулированную систему, и постмодернизм , радикально отрицающий всякие "императивы" и опирающийся на тотальный плюрализм, может вызвать удивление и вопросы. Однако сегодня теоретики такие попытки предпринимают все чаще.
Обнаруживается известное родство между тем и другим: свободное "перешагивание границ" при отборе материала, акцент на пересоздании, а не на копировании. Пространство и время имеют вид "частной" картины мира, не совпадающей с объективной. Романтиков и постмодернистов сближает "свобода связываний и сочетаний", соединение реально несоединимого, переходы из материального в мир сотворенный и прочитанный, предпочтение творимой духом, "текстуализированной действительности".

Особенно эти типологические параллели актуальны для немецкого литературного сознания, где романтическая традиция является наиболее устойчивой, обладает "повышенным социокультурным кредитом доверия". Именно наблюдения над литературой постмодернизма в Германии подтолкнули исследователей к столь решительным высказываниям о "реставрации романтизма ", о "возникновении постмодернистского романтизма ".
Что ты можешь сказать на этот счет?

2008-08-29 в 13:17 

Huldra Думаю, параллели между романтизмом и постмодернизмом можно проводить- как тут сказанообнаруживается известное родство... А по другим параметрам есть и противоречия между этими течениями. поэтому все зависит от того, на чем делает акцент исследователь.

2008-08-29 в 13:32 

tes3m поэтому все зависит от того, на чем делает акцент исследователь. Вот именно :)

     

Rosati

главная