Комментарии
2008-08-21 в 23:08 

Admiral zur See
Sturm und Drang!
Его роль в истории, молодость, трагизм судьбы и безупречность поведения.

2008-08-21 в 23:23 

Commissar Paul
чухонский болотный божок (с)
Меня всегда интересует "история души человеческой". А это очень незаурядная душа, очень странная, в изрядной степени патологичная, на мой взгляд, но вместе с тем по-своему великая. Нравится жуткая сила воли и умение преодолевать препятствия. Кроме того, я восхищаюсь силой его интеллекта. Человек был умнейший, что ни говори.

2008-08-21 в 23:33 

Admiral zur See Но не все его считают безупречным. Карлейль вон как ненавидел...

2008-08-21 в 23:34 

tes3m
Prince Nocturne восхищаюсь силой его интеллекта. Человек был умнейший, что ни говори. А конкретные примеры, когда он поразил вас своим умом , вы можете назвать?

2008-08-21 в 23:36 

Не знаю...но ни один из видных деятелей Французской революции так не затрагивал меня, как этот человек. Его неординарнось, трагичность судьбы, это "сочетание сильной воли со слабыми нервами " (с) с детства привлекали меня. Робеспьер стоял в самом центре стремительного хода событий, невиданных, беспримерных в истории. Да, он вел жестокую борьбу, но, как сказал Герцен, он " ступал в кровь, и кровь его не марала"...

2008-08-21 в 23:40 

Huldra сочетание сильной воли со слабыми нервами хм. Что-то в этом есть. и кровь его не марала - опять же, не все так думают... Но я согласна.

2008-08-21 в 23:43 

tes3m и кровь его не марала - опять же, не все так думают Ты имеешь в виду все того же пресловутого Карлейля ? Или есть другие источники?

2008-08-21 в 23:45 

tes3m
Huldra Да многих, но менее интересных- в 90-е много так писали. Помнишь, что он вроде де Сада...

2008-08-21 в 23:46 

Zainka-Gwena
Pažena, mažena i malo vožena
А сколько в истории деятелей такого уровня, кто заслужил бы имя Неподкупного? И ведь даже из брызжущих ядом никто не смог отказать ему в этом.

2008-08-21 в 23:48 

Admiral zur See
Sturm und Drang!
tes3m , я имею ввиду личное поведение, а не политическое. Конечно, за реки крови он на сковороде жарится, но в личном плане... Даже Карлейль не приводит ни одного примера, умаляющего его личную честь. (Правда, говорит, что М. был, якобы, труслив. Да только противоречие это - трусливый человек на Монтань не полез бы :))

2008-08-21 в 23:49 

tes3m
Zainka-GwenaСогласна. Даже враги не отрицали неподкупности...

2008-08-21 в 23:51 

tes3m
Admiral zur SeeДа, и даже Карлейль не мог углядеть неподобающего поведения перед смертью.

2008-08-21 в 23:52 

Pažena, mažena i malo vožena
в 90-е много так писали

Ну, в 90-е чего только и о ком только не писали...

2008-08-21 в 23:53 

tes3m Да многих, но менее интересных- в 90-е много так писали Писали да...многие. И мне понравилось то, что пишет о нем Х. Мантел: читать дальше

2008-08-21 в 23:59 

Admiral zur See
Sturm und Drang!
tes3m , точно. Но я ни в коем случае его не идеализирую. Считаю, что казнить его было за что, и смерть его была ещё лёгкой, но всё же... Знаете, что в моих глазах ставит его выше других кровавых тиранов? Его вера. Он верил в то, что делал. Верил в идею. И власть ему была нужна ради идеи. Можете посмеяться надо мной, но... некие параллели с героем книги "Как закалялась сталь"... вот :)

2008-08-22 в 00:02 

Admiral zur See Его вера. Он верил в то, что делал....Можете посмеяться надо мной, но... некие параллели с героем книги "Как закалялась сталь"... Зачем смеяться? Я практически согласна с вашей позицией :)

2008-08-22 в 00:10 

Ela
Смилуйтесь, ради бога, и просто расскажите, что это был за человек". а человек он был все же далеко не обычный. А уж если вспомнить, что его ранняя "конкурсная" работа была посвящена... негуманности позорящих наказаний... совсем интересно.

2008-08-22 в 00:13 

Admiral zur See
Sturm und Drang!

2008-08-22 в 00:28 

Ela читать дальшеВот выдержки из статьи, посвященных этому конкурсу, и красноречиво говорящие о том, что человеком он был действительно весьма незаурядным за пять лет до начала революции.

Admiral zur See :friend:

2008-08-22 в 00:30 

Ela
человеком он был весьма незаурядным за пять лет до начала революции. о чем и речь... так что очень причудливо судьба сложилась...

2008-08-22 в 08:47 

*Heather*
To be is to do - Сократ. To do is to be - Жан-Поль Сартр. Do be do be do - Фрэнк Синатра (с)
Харзматичный, изящный, не похожий ни на кого

2008-08-22 в 11:12 

Admiral zur See некие параллели с героем книги "Как закалялась сталь"... вот :) Это неудивительно, так как с "Как закалялась сталь" есть такая ассоциация: Андре Жид сравнил Островского со святым. Тоже ведь необычная параллель на первый взгляд. А на самом деле и святой, и Робеспьер, и Островский поражают воображение людей чем-то сходным. Самоотверженностью, преданностью чему-то высшему... Неподкупностью.

2008-08-22 в 11:13 

Ela Huldra А меня поразило то, что он не хотел посылать людей на смерть, будучи адвокатом, служителем закона.

2008-08-22 в 11:14 

tes3m
*Heather* Да, непохож ни на кого и сразу узнаваем.

2008-08-22 в 11:52 

tes3m А на самом деле и святой, и Робеспьер, и Островский поражают воображение людей чем-то сходным. Самоотверженностью, преданностью чему-то высшему... Неподкупностью Очень хорошо...Лучше и не скажешь :)
А меня поразило то, что он не хотел посылать людей на смерть, будучи адвокатом, служителем закона. Вот и меня это тоже поражает. А что случилось потом? Или там, где революция - только кровь и смерть и иначе нельзя?

2008-08-22 в 12:01 

Huldra Вот в том-то и одна из загадок этой судьбы - видимо, он пришел к выводу, что выхода нет- иначе революция погибнет, и пытался преодолеть себя, чтобы выполнять то, что считал необходимым?

2008-08-22 в 12:07 

tes3m Так-то оно, так...Только вот потом на него списали все грехи революции. Странная штука история и порой - беспощадная.

2008-08-22 в 12:14 

Huldra Странно, что Вигель, писавший еще в начале 19 века, не упоминает Робеспьера, а главными злодеями называет Сен-Жюста и еще кого-то (Бийо-Варенна и т.п.)

2008-08-22 в 12:41 

tes3m Ну у Вигеля были , очевидно, причины ненавидеть Сен - Жюста, особенно после его изречения: " Свобода должна победить какой угодно ценой. Вы должны карать не только предателей, но и равнодушных..."
А вот декабрист Николай Тургенев вспоминал в своем труде " Россия и русские", будто сам Карамзин одно время был на стороне санкюлотов и даже " пролил слезы", узнав о смерти Робеспьера.

2008-08-22 в 13:19 

Huldra " пролил слезы", узнав о смерти Робеспьера. Да, помню. Сентименталист почтил смерть собрата.

2008-08-22 в 13:25 

tes3m Сентименталист почтил смерть собрата Ну это еще с каой стороны посмотреть. Н.М. Карамзин был очевидцем революционных событий во Франции. Писатель пометил в своих "Письмах русского путешественника" публикуемый текст апрелем 1790 года, однако Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский в комментарии к книге приводят убедительные аргументы в пользу того, что он написан по горячим следам событий во время тайного посещения Карамзиным Парижа в августе 1789 года. Тайного — потому, что "нездоровый" интерес молодого человека к революционной смуте мог сильно навредить ему в России.
Впрочем, монархически настроенный Карамзин весьма скептически отнесся к радикальным французским новшествам. И, вероятно, "горе" его было весьма недолгим.

2008-08-22 в 13:50 

Huldra И он был не один. Помнишь того русского молодого аристократа, который пытался примкнуть к революции? Семья его вернула чуть ли не насильно. Фамилию забыла. Вигель и его упомянул...

2008-08-22 в 13:54 

Commissar Paul
чухонский болотный божок (с)
Фамилию забыла
Павел Строганов.

2008-08-22 в 13:57 

tes3m Случайно не Строганов ли? Небезызвестный нам Б. Башилов упоминает подобный эпизодчитать дальше

2008-08-22 в 14:15 

tes3m
Prince Nocturne Huldra Да, он. Вигель уверяет, что это его "гувернер-якобинец" так воспитал.

2008-08-22 в 14:43 

EleonoreD
Huldra, tes3m, Юрий Лотман этот рассказ Н.И. Тургенева интерпретирует несколько иначе - причем как в статьях конца 50-х, так и в "Сотворении Карамзина":
"Можно думать, что в вихре политических мнений, в потоке слов... магнитной стрелкой для него (Карамзина - El.) была личная честность говорящих. С этим связана неожиданная, но засвидетельствованная достоверными и близко знавшими Карамзина мемуаристами - в частности, декабристом Н.И.Тургеневым, - глубокая человеческая привязанность его к Робеспьеру. Николай Тургенев вспоминал: "Робеспьер внушал ему благоговение. Друзья Карамзина рассказывали, что, получив известие о смерти грозного трибуна, он пролил слезы; под старость он продолжал говорить о нем с почтением, удивляясь его бескорыстию, серьезности и твердости характера и даже его скромному домашнему обиходу, составлявшему, по словам Карамзина, контраст с укладом жизни людей той эпохи". Мнение это тем более должно было удивить Николая Тургенева, что сам он к Робеспьеру относился весьма отрицательно. Однако этому не следует удивляться: декабрист Тургенев, когда думал о Робеспьере, видел перед собой исторического деятеля, известного ему по страницам книг и брошюр. Он оценивал политическую программу и историческую роль вождя якобинцев. Карамзин видел перед собой человека, его жесты и позу. Это совершенно иной тип знания, личный, интимный, который в принципе противоположен традиционно-историческому.("Сотворение Карамзина", 1987, с, 124)
В ранних работах Ю.Л. рассматривалась еще мечта Республике Платона, как идее их соединяющей...

Ela, вот Вам сочинение "О бесчестящих наказаниях", а вот еще - фрагмент письма Бабёфа от июня 1786...

А вообще в связи с этим разговором мне захотелось еще кое-что процитировать ;) читать дальше

2008-08-22 в 15:01 

tes3m
EleonoreD Спасибо большое.))) Это подтверждает мнение о привлекательности личности Робеспьера . Очень трогательно.)))))))

2008-08-22 в 15:09 

EleonoreD И мое отдельное спасибо. Суждения Р. Роллана о Р. мне всегда были чрезвычайно близки.

2008-08-22 в 16:47 

EleonoreD
Huldra, у меня Роллан вообще - один из любимых авторов ;) - и очень интересны его разнообразные заметки, относящиеся к процессу работы над "Драмами Революции"

Хочу попиарить еще две вещи - привлечь к ним внимание, процитировав отдельные фрагменты ;) - увы, обе в формате pdf :(

читать дальше

2008-08-25 в 16:52 

Pažena, mažena i malo vožena
[...]нельзя судить о таких людях как о героях романа, как о каких-то шиллеровских разбойниках. Поэзия у них заключена не в поступках и не во внешнем облике; она в их проникновенной мысли, в их истовой вере, в их сверхчеловечески мощной воле. То, к чему они стремились, и то, какими они были в глубине своей души, в сто раз значительнее, чем то, что они совершили и какими они казались окружающим. На пути их стояло слишком много препятствий, которые сводили не нет их усилия, искажали и направляли в ложное русло их волю. – Вы упрекаете Робеспьера в том, что он будто бы не сделал попытки остановить Террор ценой своей жизни; но ведь он именно пытался это сделать, настолько пытался, что оттого и погиб. Когда читаешь не лживые исторические сочинения первой половины века, а протоколы заседаний Комитета общественного спасения и Конвента, не остается ни малейшего сомнения, что Робеспьер пал жертвой Террора, стремясь его сокрушить, – жертвой Колло д'Эрбуа и Бийо-Варенна, который, впрочем, тоже был по-своему велик и абсолютно убежден в своей правоте. – Вот простой факт, ныне хорошо известный: за 40 дней, предшествовавших падению Робеспьера, было гильотинировано 520 человек. За 40 последующих дней – 1200. – Добавлю к этому, что в последний месяц жизни Робеспьер почти всякий раз отказывался ставить свою подпись на беспощадных постановлениях Комитета – тех, что без колебаний подписывал Карно. […]
Ромен Роллан (из письма Мальвиде фон Мейзенбург, ноябрь 1898г.)
liberte.newmail.ru/R-Rollan.html

2008-08-25 в 16:57 

tes3m
EleonoreD Большое спасибо!))

2008-08-25 в 16:58 

Zainka-Gwena И вам большое спасибо!))

2008-08-25 в 16:59 

Pažena, mažena i malo vožena
tes3m Не за что )))

2011-04-09 в 21:59 

Молодой, красивый, трагически погибший - это не можут не тронуть девичьего сердца. Но что особенно подкупает в Робеспьере (да и всей его команде) - их невероятная искренность. Святая вера в то, что они делают.

   

Rosati

главная