• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: (список заголовков)
13:08 

Скандинавская романтическая традиция

5 февраля 2004 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого поэта Й.Л. Рунеберга (1804-1877) — одного из наиболее ярких представителей шведоязычной литературы Финляндии. Рассмотрение философских, идейно-эстетических и художественных основ творчества Рунеберга представляет большой интерес для осмысления движения скандинавской романтической мысли, а также становления финляндской литературы.
Литература Финляндии на шведском языке (Finlands svenska litteratur) представляет собой уникальное и интереснейшее явление культуры, требующее отдельного, более тщательного изучения. Главными ее представителями в XIX веке были предромантик Ф.М. Францен (1772-1847), основатель "обу-романтической школы"1 А.И. Арвидссон (1791-1858), "гельсингфорсские романтики" Й.Л. Рунеберг, С. Топелиус-младший (1818-1898), Ф. Сигнеус (1807-1881), а также стоящий особняком талантливый поэт с трагической судьбой Юлиус Векселль (1838-1907).
читать дальше

@темы: романтизм

13:35 

Софья Потоцкая - загадка и легенда

Софья Потоцкая
(1765-1812)

До нас дошло лишь имя прекрасной гречанки, по воле судьбы ставшей вначале госпожой Витт, супругой коменданта Каменец- Подольска, а затем супругой виднейшего польского аристократа Станислава Потоцкого.

История, трактуя события и факты исторические, редко обращает свой строгий взор на истории любви, даже если герои их оказались едва ли не главными действующими лицами в театре, где вершились судьбы государств и народов.

читать дальше

@темы: женщины

12:31 

Романтизм в Норвегии. История одного романа

(Efter Tidens Leilighed):

Løgnen kun Sekunden vinder.

Intet Sandhedsord forsvinder.

(Ложь выигрывает лишь на мгновение.

Ни одно слово истины не пропадает)
Henrik Wergeland
В эпоху развития национального романтизма особое место занимают два поэта, обладающие необычными способностями. Они знакомы друг с другом, но узы дружбы не связывают их, так как у них совершенно различные взгляды на искусство, культуру и политику. Они являются противниками в столкновении двух различных культурных течений: Франции и Англии с одной стороны и Дании и Германии с другой. В довершение ко всему один из них влюблен в родную сестру другого, которая тоже обладает литературными способностями, и она отвечает ему взаимностью. Их зовут Хенрик Вяргеланд (Henrik Wergeland) , Юхан Себастьян Вельхавен (Johan Sebastian Wellhaven) и Камилла Коллетт (Camilla Collett)

читать дальше

@темы: литература, романтизм

01:12 

" Сандуновский скандал" и русский двор времен Французской революции

А н д р е й З о р и н

РЕДКАЯ ВЕЩЬ

(«сандуновский скандал» и русский двор
времен Французской революции)

1
Скандал, произошедший 11 февраля 1791 года на представлении комической оперы Екатерины II «Федул с детьми» в Эрмитажном театре, его предыстория и развязка давно стали одной из самых красивых и романтичных легенд в истории русского театра. В этот вечер, по окончании спектакля, певица Елизавета Уранова (сценический псевдоним Елизаветы Семеновны Федоровой, по другим данным — Яковлевой), исполнявшая главную женскую партию Дуняши, бросилась на колени перед присутствовавшим в зале автором — государыней. Закричав: «Матушка царица! Спаси меня!», она подала императрице заранее заготовленное письмо с жалобой на преследования со стороны канцлера А.А. Безбородко и просьбой разрешить ей выйти замуж за своего жениха, актера Силу Сандунова.
читать дальше

@темы: музыка, театр,

15:55 

Л. Троцкий о романтизме и о В. Жуковском

В. А. ЖУКОВСКИЙ
(1783 - 1852)
Пятьдесят лет тому назад, 12 апреля 1852 г., в Баден-Бадене умер Василий Андреевич Жуковский, - по собственному определению - "родитель на Руси немецкого романтизма и поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских".

Предание говорит, что помещик Бунин сказал, прощаясь со своими крепостными, отправлявшимися в румянцевский поход против турок: "Привезите мне хорошенькую турчанку; жена моя совсем состарилась". Это было сказано "в шутку", но принято "всерьез"... а 29 января 1783 года от этой "шутки" уже появился на свет божий В. А. Жуковский. Доброе старое время!

Жуковский приспособил к русскому климату немецких и английских чертей - и тем насадил в России романтизм. В чем смысл этой заслуги? Что такое романтизм?

Истерзанное слово! Оно напоминает старый мешок, который в процессе литературно-исторической эволюции наполнялся все новым и новым содержанием и лопнул в конце концов от переполнения.

читать дальше

@темы: романтизм, публикации

14:29 

Мадам Шевалье

Эта женщина вошла в историю Франции и России. Она обладала особенным, почти магическим воздействием на окружающих. Ей посвящали поэмы, писали удивительные по проникновенности письма. Ей удавалось подчинять себе мужчин настолько, что они сообщали ей важнейшие государственные секреты, дарили бриллианты и выполняли любые ее желания. Она безраздельно владела сердцами театральной публики Лиона, Парижа, Гамбурга и Санкт-Петербурга. Ее пением наслаждались европейские государи, кронпринцы и князья.

Мадам Шевалье. Знаменитая французская певица. Немного революционерка. Эмигрантка. Любовница обер-шталмейстера Кутайсова, а позднее самого императора Павла I. Возможно, французская шпионка, служившая Первому консулу. Одна из богатейших женщин Европы. И наконец, смиренная монахиня дрезденского монастыря. Это — вехи ее необычайной жизни, поля жизнедеятельности, в которые она втягивалась особой мощной энергетикой времени.

Попытаемся взглянуть на ее жизнь, окутанную легендами и опошленную неприличными анекдотами, которые сочинили отвергнутые ею мужчины, спокойно и непредвзято.

читать дальше

@темы: революция, музыка, театр

20:13 

Бертель Торвальдсен (1770 - 1844)

Датский скульптор Бертель (Альберт) Торвальдсен родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, исландца по происхождению. С одиннадцати лет он обучался в датской Академии художеств. В 1793 г. молодой скульптор был отмечен Большой золотой медалью, что дало ему право на заграничную стажировку. Однако материальные трудности заставили отложить отъезд.

Бертель Торвальдсен. Cкульптуры на мифологические сюжеты:

читать дальше

@темы: скульптура

22:12 

Странно, что никто не вспомнил, какое сегодня число, весьма странно...Сегодня, граждане, 10 Термидора.

18:48 

О. Кабанес и Л. Насс " Революционный невроз"

Прочитала отрывок из данной книги. Достаточно интересная история тюрем времен Французской революции и самого общества как такового.

Текст публикуется по изданию:
О.Кабанес и Л.Насс. "Революционный невроз",
издательство Д.Ф.Коморского, СПб., 1906 г.

Глава V
ЖЕНЩИНЫ ПЕРЕД ЭШАФОТОМ
История французского общества времен террора тесно переплетена с историей парижских тюрем. Невзирая на то что они являлись обыкновенно преддверием беспощадного Революционного трибунала и последней ступенью к эшафоту, жизнь в это время била в них ключом, и обитатели их, в ожидании рокового часа, беззаветно предавались наслаждениям минуты, для многих последней. Здесь у порога смерти каждый сбрасывал с себя иго предрассудков и светских условностей, свергал гнет этикета и перед страхом истинным расставался с ложным страхом общественного мнения и людской молвы.
читать дальше

@темы: литература, публикация

15:48 

"Призраки Гойи" Милоша Формана

Жанр: драма
Производство: Испания, 2006 год
Продолжительность: 1 час 54 минуты
Режиссер: Милош Форман
В ролях: Натали Портман, Хавьер Бардем, Стеллан Скарсгард, Рэнди Куэйд, Бланка Портильо, Мишель Лонсдаль, Хосе Луис Гомес…
Этот фильм я, к сожалению, не смотрела. Читала много критики - как положительной, так и весьма негативной. Впрочем, мнение зрителей всегда сугубо индивидуально, как и в случае с этим фильмом. Но рецензия и кадры оттуда меня достаточно заинтересовали...
Испания, 1792 год. Времена возврата жестокостей инквизиции. Инес – муза самого знаменитого портретиста королей и королев Франсиско Гойи брошена в темницу. И когда живописец обращается за помощью к священнику Лоренцо, их дружба подвергается серьезному испытанию, изменив необратимым образом дальнейшие судьбы всех троих... читать дальше

@темы: кино

16:32 

Сальери и Бомарше. Опера и революция

Борис КУШНЕР (Питтсбург)
В ЗАЩИТУ АНТОНИО САЛЬЕРИ
1. Меня уже много лет занимает трагическая судьба Антонио Сальери (Salieri, Antonio, 1750-1825). В самом деле, почти каждый, услышавший это имя, немедленно представляет себе злодея, отравившего (в буквальном или переносном смысле) жизнь Моцарта (Mozart, Wolfgang Amadeus, 1756-1791). Серьёзные исторические исследования, основанные на многочисленных документах, давным-давно установили полную абсурдность подобных представлений. В русскоязычной культуре миллионы людей почерпнули эти представления из маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери", а также из её театральных постановок и экранизаций. Произведение Пушкина мало известно на Западе, но оно, несомненно, послужило источником весьма популярной пьесы Шеффера (Shaffer, Peter) "Амадеус" и одноимённого фильма Формана по этой пьесе. По некоторым сведениям фильм Формана посмотрело по меньшей мере 30 миллионов человек. С падением железного занавеса эта лента стала доступна и в России. И если в трагедии Пушкина Сальери попросту отравил Моцарта, то у Шеффера и Формана Сальери приводит Моцарта к смерти более утончёнными способами, используя переодевания, маски и всевозможные фрейдистского толка трюки. Таким образом, мы имеем здесь дело с уникальной ситуацией, когда искусство на протяжении уже нескольких поколений используется для разрушения репутации, доброго имени ни в чём не повинного человека, вдобавок выдающегося артиста и музыкального деятеля. Тема эта, по многим измерениям своим - и документальным, и психологическим, и моральным, по значительности вовлечённых в неё исторических фигур - несомненно заслуживает книги. Я постараюсь ниже наметить основные линии, насколько это возможно в рамках журнальной статьи.

читать дальше

@темы: композиторы, драматургия, музыка

14:14 

А. Кенигсберг "Людвиг ван Бетховен". Отрывок из книги

.... В 1793 году Бетховен познакомился с автором популярных зингшпилей Иоганном Шенком. Тот восхищался его импровизациями и как-то зашел к Бетховену домой. На конторке он увидел несколько простейших упражнений в сочинении и сразу обнаружил ошибки, не исправленные Гайдном. Бетховена это взорвало, и он принял предложение Шенка заниматься с ним втайне от Гайдна. Теперь уроки проходили так: Бетховен выполнял задания Гайдна, Шенк их исправлял, Бетховен переписывал исправленное и относил Гайдну. Отсутствие доверия рождало подозрительность. Когда в 1795 году Гайдн, присутствовавший на исполнении нескольких фортепианных трио Бетховена, сдержанно отозвался о наиболее зрелом из них, посоветовав его переделать прежде чем издавать, Бетховен заподозрил своего учителя в зависти. Но дело было не в зависти.
читать дальше

@темы: музыка

13:17 

Луиджи Керубини (Cherubini)

(14 IX 1760, Флоренция - 13 III 1842, Париж)

В 1818 г. Л. Бетховен, отвечая на вопрос, кто ныне является величайшим композитором (исключая самого Бетховена), сказал: "Керубини".

"Выдающимся человеком" назвал итальянского маэстро Дж. Верди. Керубиниевскими произведениями восхищались Р. Шуман и Р. Вагнер. Брамс испытывал сильное влечение к музыке Керубини, называл оперу "Медея" "прекрасным произведением", которое его необычайно захватило. Ему отдавали должное Ф. Лист и Г. Берлиоз - великие художники, у которых, правда, сложились не лучшие личные отношения с Керубини: первому (как иностранцу) Керубини (как директор) не позволил обучаться в Парижской консерватории, второго он хоть и принял в ее стены, но сильно невзлюбил.

Начальное музыкальное образование Керубини получил под руководством отца, Бартоломео Керубини, а также - Б. и А. Феличи, П. Биццари, Дж. Каструччи. Свое обучение Керубини продолжил в Болонье у Дж. Сарти - известнейшего композитора, педагога, автора музыкально-теоретических работ. В общении с большим художником молодой композитор постигает сложное искусство контрапункта (многоголосного полифонического письма). Постепенно и в совершенстве овладев им, он приобщается к живой практике: осваивает церковные жанры мессы, литании, мотета, а также наиболее престижные светские жанры аристократической оперы-seria и широко бытующей на городских оперных сценах и подмостках оперы-buffa. Заказы приходят из итальянских городов (Ливорно, Флоренция, Рим, Венеция. Мантуя, Турин), из Лондона - здесь Керубини служит придворным композитором в 1784-86 гг. Более широкое европейское признание талант музыканта получил в Париже, где Керубини обосновался в 1788 г.

С Францией связан весь его дальнейший жизненный и творческий путь. Керубини - видный деятель Великой французской революции, с его именем связано рождение Парижской консерватории (1795). Ее организации и совершенствованию музыкант отдал много энергии и таланта: вначале как инспектор, затем - профессор и, наконец, - директор (1821-41). Среди его учеников - крупные оперные композиторы Ф. Обер и Ф. Галеви. Керубини оставил несколько научно-методических трудов; это способствовало становлению и укреплению авторитета консерватории, ставшей со временем образцом профессионального обучения для более молодых консерваторий Европы.

читать дальше

@темы: музыка

15:36 

Французские композиторы-романтики.Гектор Берлиоз(Berlioz).

Берлиоз вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.

Будущий композитор Гектор родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его отец - врач Луи-Жозефа Берлиоз, был человеком свободомыслящим и независимым.

Он познакомил сына с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза было пение женского хора в местном монастыре. Хотя интерес к музыке пробудился у Берлиоза сравнительно поздно - на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешёл во всепоглощающую страсть. Отныне для него существовала только музыка. География, классики литературы отошли на задний план.

читать дальше

@темы: музыка

21:51 

Костюм периода Французской революции

Великая французская революция закрепляет превосходство капиталистических отношений над феодальными во Франции.
В результате научно-технических открытий XVIII в. происходит механизация текстильного производства в XIX в.
В это время создаются новые ткацкие станки и ситценабивные машины с валиками, которые позволили заменить прежний способ нанесения рисунка на ткань посредством деревянных трафаретов.
Соответственно возросло и стало значительно дешевле производство красивых тканей разных расцветок.
В костюме упрощается ассортимент шитых изделий, тканей, украшений. Набивные хлопчатобу-мажные ткани теперь доступны всем.
На новых ткацких станках в Англии и Франции в то время перерабатывали столько хлопка, сколько производили Соединенные Штаты Америки.
Расцветки тканей того времени самые разнообразные.
Французская революция, изменив устои европейской жизни, повлияла и на моду.
Тяжелые парчовые, бархатные одежды, шелк, дорогие кружева, драгоценные украшения и напудренные парики XVIII в. уступили место свободным легким платьям без корсета и нижней юбки.

читать дальше

@темы: революционная мода

13:46 

История одного портрета (Мадам Рекамье)


Жак Луи Давид - один из самых известных французских художников первой половины 19 века, талант которого был по достоинству оценен самим Наполеоном. И не удивительно. Самые известные полотна Давида посвящены Бонапарту: «Наполеон на Аркольском мосту», «Наполеон в своем бюро», «Наполеон, пересекающий ущелье Сен-Бернар», «Коронация Жозефины», «Посвящение Наполеона I в императоры»... И неожиданно, в расцвет своей славы, став придворным художником, Давид создает портрет женщины далеко не королевских кровей и не принадлежащей к фавориткам Наполеона, скорее наоборот... Но её очарование настолько велико, что даже придворный художник Наполеона не устоял против того, что бы нарисовать портрет женщины, вошедшей во французскую историю непримиримой противницей политики Бонапарта. Мадам РЕКАМЬЕ, женщина, не побоявшаяся стать в оппозицию великому Наполеону.

читать дальше

@темы: живопись, Рекамье

17:11 

" Ca Ira " Роджера Уотерса

Удивительно, что французская Революция, учитывая её катастрофическую природу «светопредставления» («the end of a world»), по словам английского историка Джона Тэйлора, так редко служила источником вдохновения великим либреттистам и композиторам Оперы 19-го и 20-го века, служила, быть может, только глубоко-неясным фоном для оперных шедевров. Большинство любителей Оперы с небольшой подсказкой смогут процитировать чрезвычайно популярную на Западе итальянскую Оперу «Андре Шенье» Умберто Джордано ( 1867 − 1948 ) по одноименной трагедии Шиллера, как знаменитое исключение этого недоразумения. И конечно же особо преданный поклонник потребует назвать Оперу «Смерть Дантона» (1947) австрийского композитора Готфрид фон Эйнем (Айнем (Einem) (1918—1996) и трагедийную оперу «Диалоги кармелиток (по Ж. Бернаносу, 1953—56)» французского композитора Франсис Пуленк (Пуланк (Poulenc)) (1899—1963), особо долго не вспоминая другие постановки. Ни одно из этих произведений не отмечено особо частым исполнением, при чём ни одна из этих Опер не заняла своего места в мире музыкальных эрудитов, как, скажем, постановки — на исторический роман английского писателя Чарльза Диккенса (1812— 1870) «Повести о двух городах» (1859), на классический труд «Французская революция» (1837) выдающегося английского историка Томас Карлейль (1795-1881), и на роман английской писательницы Эммушки Магдалены Розалины Марии Барбары Орци (Баронессы Орцы (Orczy)) (1865 − 1947) «Алый первоцвет» («The Scarlet Pimpernel») в мире литературных эрудитов. Возможно террор 1793 года, с его шпионами и осведомителями, его тюремщиками и заключёнными, предложил впоследствии так много драматических возможностей творческому воображению, особенно смертями богатых и аристократов, и поэтому известных людей, что это погасило любой импульс, стремящийся изобразить идеалы и стремления, которые начали революцию. Все это слишком быстро стало её единственной историей и превратилось из неподдельного интереса в чрезмерно знакомый и исчерпавший себя процесс. Какими бы ни были доводы, остаётся удивляться тем фактом, что эпические события первых революционных лет, из которых самые известные — это падение Бастилии и поход семи тысяч разгневанных женщин к резиденции короля в Версале (знаменитый «поход кастрюль на Версаль» 5-6 октября 1789 года), а также дух надежды и желание перемен к лучшему, воодушевлявшие их, так редко (и поэтому поверхностно) привлекают передовые таланты художественной формы, которые, обладая своими уникальными комбинациями голоса, оркестра и театра, возможно одни из самых одаренных для представления этих событий на сцене.
читать дальше

@темы: музыка

15:43 

И. А. Бунин об Андре Шенье

Прочел Ленотра об Андре Шенье.

Мало кто знает, что знаменитый французский поэт был француз только наполовину. Ленотр рассказывает, что Париж и двор Людовика XV настолько поразили и очаровали «одного из восьми богатых вельмож», бывших в свите посла Отоманской империи, вручавшего свои грамоты французскому королю в марте 1721 года, что этот вельможа, возвратясь на родину, в Стамбул, до конца жизни остался фанатическим поклонником Франции. Он даже свою новорожденную дочку назвал по-французски, Елизабет, и воспитал ее в таком восхищении перед французским двором, что она до двадцати пяти лет ждала себе жениха не иначе как в образе прекрасного рыцаря из Парижа, а не дождавшись, вышла все-таки за француза, за скромного советника французского посольства, Людовика Шенье.

читать дальше

@темы: литература, музыка

01:22 

И снова о масонах. По страницам произведения Б. Башилова

Нашла еще один "шедевр" и опять о масонстве. Некий Борис Башилов в своей книге " Золотой век Екатерины II" большую роль отводит масонству и его роли в ходе истории Французской революции.Да, после прочтения подобной литературы, действительно поверю в то, что взятие Бастилии - это дело рук маркиза де Сада и спонсировавших его масонов. А сам автор оторвался здесь, вижу, от души. Досталось всем - и революционерам, и даже гражданину Симурдену из романа Виктора Гюго. Он-то здесь в чем провинился, бедняга! XV. ПОДГОТОВКА МАСОНАМИ “ВЕЛИКОЙ” ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Iчитать дальше

@темы: литература

13:05 

О музыке Великой Французской революции

Этот пост я посвящаю, как и было мною обещано, музыке Французской революции. Тема достаточно обширна, но материалов, достойных внимания, не так уж и много. Поэтому я воспользовалась отрывком из статьи выдающегося профессора нашей петербургской консерватории, замечетельного органиста и музыковеда И. А. Браудо: " ...Музыка Великой Французской Революции до сих пор обычно не рассматривалась, как отдельное целое, в сочинениях по истории музыки. Между тем Не только в бытовом, но и в чисто музыкальном отношении Великая Французская Революция внесла в искусство начало, подготовившее героическую эпоху первой половины 19 столетия и ее сильнейшего выразителя Бетховена. Под влиянием античной философии, деятели Великой Революции видели в музыке средство общественного воспитания величайшего значения; Быть может ни одна, эпоха в истории не знала такого возвышенного взгляда на музыку чем тот какой проявляли мужи конвента. Героический дух ее властно требовал своего выражения в музыкальных звуках, и различные празднества Революции, как радостные, так и траурные, совершались под многочисленные гимны, созданные в этот период. Есть очень интересная книга Жюльена Тьерсо «Празднества и песни французской революции», отличного знатока эпохи. Книга эта переведена на русский язык и издана в 1918 году в Петербурге. По описаниям революционных празднеств в этой книге можно судить о том большом культурном и социальном значении, какое имело для французской революции участие музыки в различных народных манифестациях. К сожалению работа Тьерсо мало или почти совсем не затрагивает вопроса о роли музыки, как фактора социального воспитания и не дает сводки тех разнообразных постановлений, которые на этот предмет были приняты представительными учреждениями — материал в высшей степени важный для истории музыкальной культуры.
читать дальше

@темы: музыка

Rosati

главная